Компромисс - не для нас. Почему Бюджет 2002 отправлен на доработку? [ Редагувати ]

Опыт украинской дипломатии может вполне пригодится и, так сказать, для внутренних нужд. Слишком часто отечественные парламентарии не могут найти общего языка с отечественным же правительством. Вот и на прошлой неделе депутатам так и не удалось утвердить проект бюджета на будущий год.
Принятие главного финансового документа - отличный повод заявить о себе накануне выборов. И если не сверкнуть, то хоть засветиться. Избиратели, они ведь помнят, кто что обещал. И кто что сделал. На стадии "поговорить" всё было более-менее. Но когда настало время голосовать , бюджетный комитет принял волевое решение - не сдаваться. Нежелание пойти на компромисс с правительством - и первый сбой.
Виктор Суслов, народный депутат Украины, фракция ''Яблуко'': "Прошла явная политизация бюджетного процесса. В силу оппозиционности комитета к власти, он решил нагнетать конфронтацию с правительством. Правительство не пошло на такое".
А как хорошо всё начиналось! В соответствии с бюджетной резолюцией, Кабинет министров вовремя презентовал в Верховной Раде проект главного финансового документа страны. С ним внимательно ознакомились участники бюджетного процесса, и тоже вовремя подали полторы тысячи своих замечаний и предложений. Профильный парламентский комитет - их рассмотрел, и некоторые даже учел. Все, разумеется, не смог - иначе пришлось бы увеличить доходную часть - ни много, ни мало - на 100 миллиардов гривен. Но комитет старался и словно по волшебству деньги нашёл.
Александр Турчинов, председатель бюджетного комитета Верховной Рады Украины: "Думаю, багатьох шокує цифра, але я її назву. Ми пропонуємо збільшити доходну частину на 13,9 мільярдів гривень".
Правда, при ближайшем рассмотрении король оказался, если и не совершенно голый, то как-то... слегка одетый. Так правительство в соответствии с бюджетной резолюцией поступления от приватизации, а это 6 миллиардов гривен, исключило из доходной части. Эти деньги Кабмин планировал направить на погашение внешнего долга. Но у бюджетного комитета, как оказалось, были другие планы - оставить их в статье доходов и направить на потребление.
"Проесть" деньги - желание объяснимое, да и голодных у нас хватает. Но как показала практика - приватизация - дело ненадёжное. Вот и предыдущее правительство на этом прокололось - рассчитывали выручить от продажи государственного имущества 9 миллиардов, а получилось полтора. А сумму-то, запланированную, пообещать уже успели. В общем, нехорошо вышло.
Кроме этого, бюджетный комитет предусмотрел рост налоговых поступлений на 3 с половиной миллиарда гривен. Кабмин парировал - более, чем на 100 миллионов эту статью увеличить нельзя, надо менять действующую налоговую базу. А вот это уже, на совести Верховной Рады, - сколько лет над новым налоговым кодексом работают.
Игорь Митюков, министр финансов Украины ("Подробности", 18 октября 2001 года): "Мы не соглашаемся с дополнительными доходами в 3,3 миллиарда гривен без изменения законодательства. Это нереальные цифры. А раз нереальные цифры заключены в доходы, значит они обещаны кому-то в виде расходов. Поэтому мы считаем, что лучше быть честными и внести изменения в законодательство, чтоб потом добавить средств, и потом распределять их на социальные сферы".
Обещание повысить зарплату бюджетникам, стипендии студентам и льготы чернобыльцам - хит любого предвыборного сезона. Но, как известно, пределов совершенству нет. Тут еще и коммунисты помогли - привели под стены Верховной Рады недовольных. И депутаты расщедрились: обещали вернуть малообеспеченным льготы на услуги связи, санаторно-курортное лечение, на оплату жилья и коммунальные услуги, на проезд в пассажирском и пригородном транспорте.
А вот чиновников, распределяющих бюджетные средства, комитет по информационной политике, и особенно налоговиков неизменно требовали посадить на голодный паек. Туда же - УТ-1. Отобранные деньги раздавались тут же - только "чернобыльцы" сразу получили дополнительно 102 миллиона виртуальных гривен. Собравшимся под стенами парламента, это, возможно, понравилось. Правда, есть одна "небольшая проблема".
Анатолий Кинах, премьер-министр Украины: "Головна проблема бюджету - він не дає чіткого обґрунтування реальності джерел наповнення фінансовими ресурсами розходів".
Владимир Рыбак, народный депутат Украины, фракция ''Регионы Украины'': "На 6 миллиардов повышается доходная часть! Это просто накануне выборов обмануть людей... С чем мы потом пойдем на выборы?"
Леонид Кравчук, народный депутат Украины, фракция СДПУ(О): "В комітетській постанові дуже багато популізму. Треба жити реаліями, а перед виборами депутати тиснуть на одну й ту ж педаль - популізм".
Правительство, впрочем, тоже панацею не предложило. Но к чести Кабмина, по крайней мере, промахов своих не отрицало. И со многими замечаниями депутатов согласилось, например, включить в доходную часть бюджета некоторые социальные фонды. Но, в отличие от профильного комитета, накормить тремя хлебами всех страждущих Кабинет не обещал. Только выборы есть выборы, и депутаты продолжали давить на больные мозоли - кто на недостаточное финансирование угольной отрасли, кто на неоправданно высокий НДС, кто на повышение зарплат и пенсий.
Сергей Довгань, народный депутат Украины: "Минимальная зарплата - 137 гривен, а прожиточный минимум - 370. Эти вопросы не решаются".
Геннадий Балашов, народный депутат Украины, фракция ''Яблуко'': "С чем вы собираетесь идти на выборы? Где снижение налогов? Мы же все придем и будем отвечать!"
Однако и в предвыборной кампании есть своя польза. Верховной Раде на руку, если главный финансовый документ 2002 года удастся принять вовремя - до 15 декабря, как того требует Бюджетный кодекс. А посему, неплохо было бы рассмотреть бюджет во втором чтении уже 2 ноября - это понимают и правительство, и бюджетный комитет, Пока что Верховная Рада взяла тайм-аут еще на неделю. За это время обеим сторонам нужно научиться говорить на одном языке.