Ирония судьбы. Кто испортил праздник Центризбиркому? [ Редагувати ]

В отличие от бюджета, новый закон о выборах депутаты в четверг утвердили. И даже, вопреки обыкновению, согласились с замечаниями Президента. Похоже, у них просто не было другого выхода. До выборов остаются считанные месяцы. И лучше проводить их по неудобным правилам, чем вообще без правил. Да и новый закон в гораздо большей степени отвечает европейским стандартам, чем старый.
А в Европе за избирательной кампанией в Украине следят очень внимательно. И не только в Страсбурге. В минувшие выходные в Афинах побывала делегация СДПУ(О) во главе с заместителем председателя партии Валерием Евдокимовым. Несмотря на сугубо партийный характер визита с делегацией счёл необходимым встретится премьер-министр Греции Костас Симитис. И речь на встрече шла именно о будущих выборах в Верховную Раду. О том, что выборы должны быть демократичными и свободными, и от этого в решающей степени будут зависеть европейские перспективы Киева, не устают повторять и представители западноевропейских правительств, приезжающие в Украину.
Каждый год 31-го декабря герои всеми любимого фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или с легким паром" ходят в баню. Любит ли председатель ЦИК Михаил Рябец попариться с березовым веничком - не известно. Понятно одно - в этот день ему будет не до бани. Центризбирком должен будет дать официальный старт избирательному марафону.
Благодарить за суматошные новогодние праздники и жару среди зимы Михаил Рябец должен не кого-то постороннего, а родную Верховную Раду, которая в ноябре 1997-го делегировала его в Центральную избирательную комиссию. Кампания должна стартовать за девяносто дней до дня выборов - аккурат 31 декабря. Вместо того, чтобы помогать на кухне и давать дельные советы по приготовлению традиционных оливье и селедки под шубой, Михаилу Рябцу придется официально объявлять о создании одномандатных избирательных округов и отбиваться от нетерпеливых граждан, желающих стать кандидатами в депутаты. Так что в те дни, когда весь украинский народ будет пить шампанское и строить радужные планы на наступающий год, Михаилу Рябцу придется заниматься избирательной кампанией.
"Боже, какая гадость... какая гадость эта ваша заливная рыба..."
В течение года парламентарии приняли целых шесть редакций нового избирательного закона. В шестой раз депутаты даже и не пытались преодолеть президентское вето. А сразу приступили к рассмотрению замечаний главы государства. Тем более, Президент дал понять, что подпишет закон, в котором будут учтены наиболее принципиальные его замечания - по срокам кампании и принципам формирования окружных избирательных комиссий.
Поставлены точки над і в вопросе формирования окружных избирательных комиссий. В них должно быть не меньше 12 и не больше 20 членов. В окружкомы войдут не только представители партий, преодолевших в 1998 году 4-процентный барьер, но и те политические силы, которые создали свои фракции в парламенте уже после выборов. Похоже, результатом остались довольны все представители депутатского корпуса. Парламентарии считают такое решение компромиссным. В Верховной Раде сейчас 14 фракций и групп. Плюс еще три партии, потерявшие в суматохе свои фракции. Правда, если СЕлПУ И ПСПУ еще как-то подают признаки жизни, то "Громада" только и делает, что шлет американским властям письма с просьбой освободить из тюрьмы их лидера Павла Лазаренко. Но закон есть закон, и теперь "громадовцы" будут представлены в комиссиях на равных.
Еще одно нововведение - желающие попасть в парламент будут вносить денежный залог. Он заменит привычные подписные листы.
Александр Лавринович, государственный секретарь Министерства юстиции Украины: "Ми побачили, що в Україні це, як механізм, не працює. Тому що немає реальної можливості перевірки підписів".
Александр Зинченко, народный депутат Украины, лидер фракции СДПУ (О): "Подписные листы не должны превращаться в элементы немотивированной агитации, когда вместо рождественских поздравлений будут приходить вереницы из 30-40 представителей, которые будут подписывать в одной и той же квартире подписные листы".
Кстати, депутаты позаботились и об интересах казны. Залог возвращается только кандидатам, которые стали депутатами, и партиям, преодолевшим 4-процентный барьер. Учитывая, что партий в Украине уже 126, а попадут в парламент в лучшем случае полтора десятка - чистая прибыль может составить несколько миллионов. Больше всех из-за принятия такой версии закона обиделись коммунисты. И не потому, что денег на залог у них нет - у КПУ своих олигархов вполне хватает. Просто оказалось, что голоса коммунистов никому не понадобились, и закон приняли без них. Правда, при желании, отговорку можно найти в любом случае.
Адам Мартынюк, народный депутат Украины, фракция КПУ: "Это мелкие партии, которые понимают, что собрать подписи им не под силу пошли на то, что им внести залог легче, чем собирать подписи..."
Юрий Костенко, народный депутат Украины, лидер фракции УНР: "Це свого роду політичний такий демарш, тому що підстав робити це не було. Комуністи просто використовували збір підписів для проведення наявної агітації, тому стояли за норму, - як проведення додаткової агітації... Ми не маємо коштів, тому не можемо голосувати - це маневри, а не реальний фінансовий стан Комуністичної партії".
Михаил Бродский, народный депутат Украины, лидер фракции ''Яблуко'': "За их счет можно было профинансировать полностью выборы, не за счет бюджета. А счета кандидатов, - так это есть на Западе..."
Кстати против залога выступили и социалисты. Александр Мороз даже пригрозил Конституционным судом. С одной стороны, это довольно странно, учитывая связи лидера социалистов с Юлией Тимошенко. А с другой, - именно это многое объясняет. На самом деле "газовой принцессе" не так просто легализовать своё приданое. Ведь в декларации о доходах у неё какие жалкие тысячи гривен. Морозу можно податься, конечно, к коммунистам. Но Симоненко уже дал понять, что с лозунгом единства левых сил Мороз уже опоздал, а цена его призывов к консолидации хорошо известна по президентским выборам 1999-го.
"Вам в какую сторону? Мне - туда! Тогда мне, - туда!"
В "Нашей Украине" - другие проблемы. Сначала из блока вышли либералы, а затем окончательно разругались лидеры Народного Руха - председатель партии Геннадий Удовенко и руководитель её секретариата Сергей Конев. В итоге Конева чуть было не лишили партбилета, только в последний момент вспомнили, что по уставу сделать это может только съезд.
"Почему Ипполит весь мокрый? Вы его водой окатили? Это он мокрый от слез: такого человека обидели!"
Впрочем, репрессии против Конева - это только присказка. Сказка - распределение мест в избирательном списке - еще впереди. Лидеры УНР, НРУ и ПРП рассчитывали, как минимум, на 25 процентов каждому. Но в штабе Ющенко заявили - 10 и не процентом больше. Первая реакция - шок. Соратники экс-премьера просто отказывались верить в то, что Виктор Андреевич так откровенно их подставил.
Впрочем, никакого чёткого критерия, в соответствии с которым нужно делить места, руховцы так и не предложили. Одни настаивали на результатах 1998-го года, другие предлагали учесть финансовые и организационные ресурсы. Кто-то даже пошутил, что можно еще попытаться определить - кто больше весит
"Давайте выпьем друзья за нашу дружбу и взвесимся на брудершафт".
В общем, традиционные признаки избирательного марафона - скандалы, разводы и бракосочетания - налицо. Осталось дождаться подписания Президентом нового закона "О Выборах". Вот тогда-то и начнется игра по крупному.