КС рассматривает вопросы конституционности института прописки [ Редагувати ]
Конституционный Суд Украины сегодня на пленарном заседании начал рассмотрение дела по конституционному представлению 48 народных депутатов относительно конституционности ряда нормативно-правовых актов.
По словам судьи-докладчика Николая Савенко, в конституционном представлении парламентариев речь идет о подпункте 1 пункта 4 Положения о паспортной службе органов внутренних дел (утвержденном Постановлением Кабмина Украины от 10.10.94 г.), Положении о паспортной системе в СССР (утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.74 г.), а также о Постановлении Совета министров СССР "О некоторых правилах прописки граждан" (от 28.08.74 г.).
Как заметил представитель депутатов, государственный секретарь Министерства юстиции Александр Лавринович, отмеченные нормативно-правовые акты, регламентируя действие в Украине института прописки (в частности, процессы прописки, выписки, регистрации и учета граждан по месту их проживания, а также контроль над выполнением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы), не соответствуют конституционным положениям. Причиной такого несоответствия являются гарантированные Основным Законом свобода передвижения, свободный выбор местожительства и отсутствие привилегий или ограничений по признакам местожительства. Александр Лавринович добавил, что сохранение института прописки в Украине, в частности, учитывая "дискриминацию в обеспечении пенсионных прав граждан", выглядит "не просто неконституционным, а негуманным и нечеловечным".
Александр Лавринович, ссылаясь на конституционные права граждан Украины, сказал, что ограничение регистрации граждан в отдельных местностях, например, в пограничных, является нарушением этих прав. С другой стороны, ограничение регистрации лиц на некоторых других территориях (в частности, в зонах стихийного бедствия) является допустимым.
Главный научный консультант отдела связей с органами правосудия аппарата Верховной Рады Евгений Фесенко считает, что сегодня нужно реально оценивать состояние украинского законодательства относительно института прописки и регистрации граждан, поскольку оно связано с целым рядом вопросов - в частности, социальной защитой населения и медицинской помощью. Нормы, регулирующие институт прописки и регистрацию граждан нашего государства, сейчас нельзя назвать "классическим соответствием Конституции", заметил Евгений Фесенко, но они содержат "позитивный элемент". Таким образом, добавил он, прежде чем осуществлять их "механическую отмену", которая может поставить под угрозу другие конституционные права граждан, необходимо разработать определенный эквивалент действующей нормативно-правовой документации.