Подпольные КрАЗы [ Редагувати ]

Бизнес - игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил. Цель - заработать деньги, использовав уже накопленный человечеством опыт. К примеру, у Остапа Бендера в запасе было 400 сравнительно честных способов отъема денег. У населения. А вот может ли человек отобрать миллион у государства, и чего это ему будет стоить? Не так давно наши предприимчивые соотечественники попытались найти ответ на этот вопрос.
Начать решили с соблюдения классического правила трех единств. А именно - попробовали оказаться в нужное время и, что самое главное, в нужном месте, в котором и предполагалось получить тот самый миллион. В планах было - заняться производством. А потому и расположились неподалеку от крупных предприятий - конечно с ориентировкой на специфику будущей продукции. В работе случиться может все и в любое время, поэтому поддержку - моральную, а, если что, - и материальную - всегда лучше иметь под рукой.
По такой - довольно примитивной, но в то же время вполне перспективной - схеме действовала группа предпринимателей в Кременчугском районе. "Дело КрАЗов" - в последние два месяца у налоговиков Полтавской области это словосочетание вызывает самые неприятные ощущения. Они днюют и ночуют на работе - думают, как возможно было организовать подпольное производство совсем немаленьких грузовиков. А заодно прикидывают: если такое реально, то нет ли в окрестностях еще каких-нибудь мини-заводов. И ведь они, подобные производства, могут быть вовсе не настолько безобидными, как подпольный КрАЗовский филиал:
Место действия - село Гориславцы Кременчугского района Полтавской области, ровно в 12-ти километрах от проходной холдинговой компании "Авто КрАЗ". Время - январь 2001-го. Предприниматель Анатолий Данилевский занимается оформлением частного предприятия. Есть обустроенная территория, большие боксы-цеха, высокий забор с колючей проволокой, чтобы чужие носы не совались, куда не следует. Мозг работал, глаз радовался, а руки уже чесались в предвкушении прибыли. К тому же оформить документы ничего не стоит. Благо, земли колхозные, да и сельсовет не богат и от лишних арендных денег не откажется. Соответственно, и интересоваться подробностями не будет - не в его правилах рубить под собой сук. Так и появилось в Гориславцах некое ЧП "Аверс", согласно уставу занимающееся ремонтом колхозной сельхозтехники и оказывающее подобного плана услуги населению.
Григорий Никитович, сторож: "Я немного здесь работаю, я 3 месяца всего. Я не знав, что здесь такое: наняли: мы шо - открываем, закрываем..."
В отличие от сторожа Григория Никитовича, другие специалисты, трудившиеся на производстве, знали, что делали и от кого скрывались. С кадрами у потомка великого комбинатора - Анатолия Данилевского - все сложилось. В цеху работали всего 12 человек. Как потом оценили специалисты, все они были профессионалами, и с КрАЗами их связывало многое и давно. Правда, несмотря на капиталистические замашки хозяина, работники "Аверса" не жировали - по слухам, в день им платили всего по 15 гривен. Бухгалтеру - чуть больше - за молчание, сторожу - меньше - за низкоквалифицированный труд.
Только вот с местом предпринимателю не очень повезло. Странное оно было. В чем-то даже роковое. Два года назад прямо возле зеленых железных ворот был убит прежний арендатор этого участка. У него тоже была фирма. "Иртыш" - так она называлась, наверное, из-за ностальгии руководителя, сибиряка по рождению. Правда, до сих пор неизвестно, что он производил - за этот забор не очень-то охотно пускали посторонних. Но поговаривают, последним делом Ахтулова было изготовление шурупов.
Юрий Погорилец, глава Гориславского сельсовета народных депутатов: "21-го жовтня він зранку приїхав сюди годувати собак, і на території біля воріт був застрелений. Машину угнали, машину найшли десь під Власівкою: на його ж машині і втікли, а він трагічно загинув".
Очень уж хороши были и территория, и помещения. Да и люди в этих местах непритязательные. К тому же большинство - бывшие или нынешние работники гиганта автомобилестроения - "КрАЗа". Сопоставив все "за" и "против", Анатолий понял: гибель предшественника его смущать не должна...
Юрий Погорилец, глава Гориславского сельсовета народных депутатов: "Після його трагічної загибелі спадкоємцями будівлі були продані приватному підприємству "Аверс", а земельна ділянка, була вона раніше, перейшла в землі колективної власності, а потім, при реформуванні, перейшла у власність сільської ради. За заявою ПП "Аверс" земельна ділянка надана в оренду на час оформлення документів".
Итак, предприятие оформлено и вполне может производить. Было бы из чего. Хотя, под боком завод "КрАЗ", а значит - проблема запчастей отпадает. Некоторые детали можно снять со старых машин, часть - купить на том же "Авто КрАЗе" - и это, кстати, будет хорошим прикрытием, остальные - получить другим способом. Найти эти "другие способы" не составило особого труда. И сборка КрАЗов - началась.
Роман Сенечин, начальник Управления налоговой милиции ГНА Украины в Полтавской области: "Предприятие, закупая конверсионные автомобили, которые в принципе на учет в ГАИ не становятся, они не подлежат учету в ГАИ, а используются как бы для ремонта, комплектации старых автомобилей, которые есть уже в производстве. Однако они закупали автомобили и использовали совершенно новые запчасти. В конечном итоге получался совершенно новый автомобиль".
В итоге даже специалистам было сложно отличить поддельные КрАЗы от обычных, заводских. В подпольной сборке было предусмотрено все до мелочей. Это и понятно - ведь работали люди "не с улицы", а настоящие профи в своем, точнее, КрАЗовском, деле. А покраска машин была даже более качественной, чем заводская. Что подтверждает старую истину: когда двое делают одно и то же, это совсем не значит, что у них получится одно и то же.
Собрав машину, ее обязательно нужно реализовать. Иначе зачем, как говорится, огород городить? Без купца считай, и товара нет. Наладить связи и найти клиентов, то есть обеспечить рынок сбыта - такую задачу поставил перед собой предприимчивый глава фирмы "Аверс". И здесь тоже особых проблем не возникло. Если стоимость товара меньше той, которую предлагает производитель-монополист, покупатель отыщется быстро. А сбывать машины, собранные практически без затрат, по бросовым ценам, сам Бог велел.
В день и час визита налоговой милиции в цеху стояли три машины, уже готовые и выставленные на продажу, и 5 - на последней стадии сборки. Через несколько дней подогнали еще одну, как оказалось, успешно работающую на колхозной ниве. Остальные - по предположениям налоговиков - две - были уже проданы. Через подставные фирмы. Причем, не куда-нибудь, а в Россию.
Роман Сенечин, начальник Управления налоговой милиции ГНА Украины в Полтавской области: "Продали часть автомобилей... схема как от частного предпринимателя в Кременчуге частному предпринимателю в Ивано-Франковск. Отправлено за пределы Украины. Фиктивные фирмы, фактически их нет, фиктивные предприниматели..."
Искать сучки и задоринки, за которые можно было зацепиться, следствию пришлось долго. По документам все - будто бы гладко. Кременчугское предприятие якобы отправляло в Ивано-Франковск запчасти, тамошние дельцы за поставленные детали исправно перечисляли деньги. Автомобили как таковые нигде в бухгалтерской отчетности не значились.
Роман Сенечин, начальник Управления налоговой милиции ГНА Украины в Полтавской области: "Уже перед самой проверкой мы обнаружили также одну из фирм, которая зарегистрировалась в августе месяце, которая готовилась для реализации через нее опять же машин. То есть снова проведены определенные мероприятия, через нее прошли бы машины, а потом ее снова бы не стало".
Схема весьма бесхитростна и применяется довольно часто. Она срабатывала в течение года. Но открытым остается вопрос - откуда в нелегальный цех поставлялась основная часть комплектующих.
Есть множество способов достать нужные детали. Например, купить их на самом же заводе. Кременчугские газеты пестрят подобной рекламой, а центральная проходная "АвтоКрАЗа" украшена большим щитом, содержащим подробные инструкции - где, когда, как и за сколько машиносборочный арсенал можно пополнить. Это - первый и легальный путь. И он, по всей видимости, тоже был учтен директоратом подпольного цеха. Правда, скорее всего, рассматривался как вариант последний.
Списать все заводские проблемы на воровство - дело нехитрое. Этим и решило заняться руководство холдинговой компании "Авто КрАЗ". Воруют, говорят, причем, без стыда и совести. Мы, мол, и так, и эдак, а воруют все равно. Ведь, сколько ни плати, а нашему человеку - мало. Плюс, сложившийся за десятки лет стереотип: что не свое, то ничье, а в хозяйстве все пригодится - и вот вам результат.
Леонид Назаренко, председатель правления холдинговой компании "Авто КрАЗ": "Это чистая просто подделка. И эти фирмы, по сути дела, оказывают на нас влияние тем, что заставляют наших рабочих, заказывают им те же комплектующие, с завода выносить и так далее - мы боремся с этим делом".
Дело завода - упредить и сообщить, куда следует, дело милиции - разобраться, найти и обезвредить. Чем, собственно, сейчас и занимаются стражи налогового правопорядка.
Роман Сенечин, начальник Управления налоговой милиции ГНА Украины в Полтавской области: "В настоящий момент пока нет руководителя, учредителя, есть главный бухгалтер, которая так же полностью знала всю деятельность, документировала все, она была в курсе, что предприятие занимается нарушением законных прав. И будут ли они, не будут, мы не очень-то переживаем, потому что после решения суда мы все равно постараемся обратить в доход государства все имущество".
В "деле КрАЗов" фигурируют дае статьи административного кодекса - 52-я (нарушение прав интеллектуальной собственности) и 164-я - недобросовестная конкуренция. Материалы находятся в суде. Имущество - так предполагают налоговики - будет конфисковано. Только по приблизительным подсчетам, бюджет в таком случае получит порядка полутора миллионов гривен. К этому стоит прибавить возмещение морального и материального ущерба так называемому "автору" - то есть компании "Авто КрАЗ" - и считайте, не дошел Анатолий Данилевский до вожделенного миллиона. Зато "КрАЗ", по всей видимости, дойдет. Основное правило бизнеса - что навредило одному, будет полезно конкуренту. Да и заводу такая ситуация выгодна. Это - мнение народное.
Михал Михалыч, рабочий завода "Авто КрАЗ": "Рабочий, если он возьмет вот сейчас на проходной металлоискатель, чтобы рабочий не брал ни болт, ничего, вот это. А надо ж как-то покрывать, что, видите ли, идет работа... КрАЗ - он никому не нужен сейчас. Он просто нужен для отмывания денег и все..."
Наш герой отдал родному предприятию почти полжизни. И уверяет, что не украл с завода ни одного болта. Его руководители считают: во всем виноваты рабочие-несуны. О том, как чуть ли не с режимного производства могут пропадать крупногабаритные детали, начальство предпочитает умалчивать. Наверное, правильно, не их дело в этом разбираться. Существуют более компетентные органы - они и вынесут вердикт. А если виноватого не найдут - его назначат.
Леонид Назаренко, председатель правления холдинговой компании "Авто КрАЗ": "Те, кто обнаружили эту сборку левую, как мы считаем, конечно это их большая заслуга, хотя у них еще широкое поле деятельности, их не одна такая фирма, их существует много на Украине".
Администрация "Авто КрАЗа", как нам стало известно позднее, даже предложила премировать "группу захвата" налоговой милиции - за успехи в работе и поддержку имиджа компании. За то, что милиция - против так называемой незаконной конкуренции. И милиция наверняка свою премию получит. Как говорят сами налоговики, завод им тоже очень помог. В частности, в проведении экспертизы готовых к продаже подпольных КрАЗов. А большего от специалистов компании и не требовалось.
Если деталь сходит с конвейера, на ней должна быть маркировка - так нам объяснили специалисты. За исключением одного КрАЗовского моста, никаких знаков комплектующие машин не имели. Пока никто не решается заявить, что детали были не только вывезены, но и изготовлены нелегальным путем. То есть подпольно. Правоохранительные органы не спешат делать выводы о причастности к делу руководства завода. Следователи говорят: возможно, процесс проходил под чьим-то пристальным контролем.
Михал Михалыч, рабочий завода "Авто КрАЗ": "С КрАЗа ж, - это и дураку ясно, с КрАЗа все ж запчасти. Тут система такая: выходит вот в зоне 69-ой - там идет обработка наших деталей. Как? Вышли три машины, заходит две: по документам как будто бы три зашло, а заходит на две комплектующих... Тут система ниппель!"
Ниппель - или нет, но система наверняка есть. Это предполагают и налоговые органы. Иначе не возились бы с "делом КрАЗов" так долго. К тому же ходят слухи, что подобных заводиков в округе Кременчуга больше десятка. Об этом якобы все знают. И делают вид, что ищут. Ищет налоговая, ищет милиция, ищет КрАЗ. И не находят. А нужно всего-навсего спросить у местных жителей.
Михал Михалыч, рабочий завода "Авто КрАЗ": "Между Градиском и вот тут по трассе есть село Черепахивка, там тоже собирают что-то КрАЗовское. Завод стоит, а те работают".
Сотни тысяч наших сограждан не работают, но имеют работу. Причем, заметьте, делают ее не на страх, а на совесть. За копейки, с утра до позднего вечера. И не мешают им новые металлоискатели, которые руководство завода поставило на проходной - дабы пресечь воровство.
Михал Михалыч, рабочий завода "Авто КрАЗ": "Установили кабины - металлоискатели, звенит все, ключи, сумки, часы, да - кино! Да какие рабочие! Шо, рабочий мост погрузит или коробку раздаточную и вывезет через проходную???"
И погрузит, и вывезет, если обеспечить прикрытие и заплатить. Или хотя бы пообещать. Может и попасться. Но рискнуть, особенно в нынешнее время, когда зарплатой отнюдь не балуют, - решится каждый второй.
Михал Михалыч, рабочий завода "Авто КрАЗ": "Попадаются. Но в основном ловят как? Ну если шестой отдел возьмется: за проходной, вот то по наводке если, то кто-то кого-то за задницу берут и..."
В основе великого успеха - великая дерзость. Делать карьеру, или, если хотите, зарабатывать деньги, можно на чужих ошибках. Но учиться приходится, как правило, на ошибках собственных. Безнаказанно отобрать у государства миллион - практически не реально. В этом пришлось убедиться Анатолию Данилевскому. Больше месяца налоговая милиция пыталась отыскать сборщиков КрАЗов. Нашла - и сама удивилась. Такого размаха подпольного бизнеса никто не ожидал. Как не ожидали и того, что "брать" нарушителей налогового законодательства придется не голыми руками, а, что называется, по всей форме.
Григорий Никитович, сторож: "Ворвались с масками, вооруженные... Сначала две машины с сиренами, а потом одна за одной и полтавские, приехали, и из Кременчуга, и ваши, киевские, одна за одной, а сейчас все тихо, все описали, запломбировали..."
Сейчас в цеху действительно тихо. Одиноко стоят еще не собранные КрАЗы, грустят по работе станки, в "подполье" ушли мастера. На площадке возле сборочного цеха - так и не дождавшиеся путевки в жизнь готовые машины. Одна из них - наверняка гордость цеховиков. КрАЗ - усовершенствовали. Это, возможно, возьмет на вооружение обидевшийся на недобросовестную конкуренцию завод. Ноу-хау - прикрепленный к грузовику плуг. Новая машина и была сдана в аренду в соседнее село на апробацию. А, как говорится, если это покупают, значит это - искусство. Прошло бы еще некоторое время, и изобретений было бы больше - в "закромах" цехов обнаружили и другие плоды инженерной мысли местных умельцев. Но - видать не судьба. А может и судьба, но уже не здесь, а в соседней деревушке.
В "деле КрАЗов" гораздо больше вопросов, чем ответов. И расследование наверняка будет иметь продолжение. Мы не собираемся давать оценки и расставлять все точки над "I". Субъективизм - обычное дело при поиске объективных причин. Мы просто сопоставляем факты. Судить - не наша прерогатива. Но после случая в Гориславцах вряд ли кого-то удивит, если где-нибудь под Киевом наладят подпольное производство самолетов марки АН, а, к примеру, в одном из сел Харьковской области займутся танкостроением.
Согласитесь, подпольно собирать КрАЗы может не каждый. Это бизнес, конечно, нелегальный, но, по крайней мере, безопасный для окружающих. Однако есть в Полтавской области и другие способы сколотить капитал. В последнее время популярными стали хищения нефти. Полтавчане, и не только они, врезаются в нефтепроводы и откачивают сырье. Есть даже такие, кто в домашних условиях умудряется его переработать в высококачественный бензин.
Это стало настолько распространенным, что руководство милиции решило даже провести специальный месячник по упреждению краж из нефтепроводов. Только за последние недели в области на горячем "попались" 7 преступных группировок.
Анатолий Присяжнюк, начальник Управления МВД Украины в Полтавской области: "В Великобагачанском районе при попытке врезки в нефтепровод преступники оказали неповиновение работникам милиции, сотрудникам УБОПа пришлось для их усмирения применять оружие, потому что эта группа была очень такая дерзкая".
Уже после их задержания выяснилось, что эта врезка - далеко не первая. В активе злоумышленников - более 150-ти тонн украденной нефти. Группировка была снаряжена по последнему слову техники. Свои бензовозы, свои машины сопровождения, мобильная связь и прочее... все указывает на то, что бизнес отлажен.
Анатолий Присяжнюк, начальник Управления МВД Украины в Полтавской области: "Как только они врезались в нефтепровод, отъезжая на 100 метров у них уже имеется документ, что он везет сырье с документами, что он приобрел его или в Сумской области или в другой области и останавливая его работник милиции сразу не определит, что это нефть ворованная".
Ворованную нефть либо газоконденсат можно, не мудрствуя лукаво и не тратя горючее на дальние переезды, обработать здесь же. В селах неподалеку от трубопроводов есть свои мини-нефтеперабатывающие заводы. Сырье поставляется регулярно - в день на такой заводик приходит 3-5 тонн нефти, из которой получается до тонны бензина. Имеется и своя клиентура - топливо берут как в розницу, так и оптом. "Левый" бензин вполне может реализовываться на близлежащих заправках.
Врезаться тоже не составляет особого труда. Правда, стоит заранее заказать необходимое оборудование и побеспокоиться о том, чтобы оператор трубопровода подал сигнал: в час Х давление в трубе снизится, и врезаться можно будет без риска для жизни. Это занимает всего 5 минут. Хотя специалистам и высокое давление - не помеха.
Анатолий Присяжнюк, начальник Управления МВД Украины в Полтавской области: "Бывали у нас случаи и на Полтавщине, когда при врезке в нефтепровод совершается большая авария, выходит тысячи тонн нефти в поле, загораются автомобили, гибнут люди. Четыре машины производили выкачку из нефтепровода и от искры загорелись, на месте преступления 4 человека сгорело".
Ежедневный ущерб от воровства нефти и газоконденсата исчисляется сотнями тысяч гривен. В течение этого года, по оценкам специалистов, в нефтепроводы на территории Полтавской области, несанкционированно врезались более пятисот раз. Милиция предполагает, что в области действуют порядка двух десятков группировок, специализирующихся на воровстве топливного сырья и подпольном производстве бензина.
На каждой стометровке нефтепровода длиной в тысячи километров охранника или милиционера не поставить. Поэтому и врезок, и трагических случаев, с ними связанных, не избежать. Ни возможная гибель, ни пожар, ни опасность экологической катастрофы не пугают местных дельцов. Нефтеперекачивающий бизнес слишком выгоден, чтобы преступники считались с чьими-то, кроме своих кровных, интересами. Но считаться с законами им все же придется. За подобные действия преступникам грозит порядка десяти лет тюрьмы.