Аграрный бунт в Верховной Раде. Почему украинские левые не хотят отдавать землю крестьянам? [ Редагувати ]

В минувший четверг Верховная Рада всё-таки приняла Земельный кодекс. Это значит, что в Украине законодательно закреплен принцип - "земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает". Президент, который находился в это время в Крыму, назвал результаты голосования "победой здравого смысла", "важным и принципиальным решением", которое укрепит авторитет государства в Европе и мире. Конечно, лозунг "земля - крестьянам" не назовешь новым. Особенно для Украины. Удивительно другое - те, кто еще недавно называли себя последователями авторов "Декрета о земле" 1917-го года, затеяли настоящее сражение в зале парламента, чтобы не допустить голосования по Земельному кодексу. Истерика, устроенная левыми, вышла за рамки самых элементарных приличий. Если кто-то из обычных граждан вёл бы себя на улице так, как депутаты-коммунисты в Верховной Раде, их бы наверняка забрали в участок. Уточняем - хулиганство - это 296-я статья нового Уголовного кодекса.
В ночь с 27 на 28 октября вся Украина перевела стрелки часов на шестьдесят минут назад. Страна успешно перешла на зимнее время. Нечто подобное в минувший четверг попытались сделать в Верховной Раде коммунисты, социалисты и примкнувшие к ним остатки фракций ПСПУ и Селянской партии. Главная задача - не допустить принятия Земельного кодекса, который закрепляет право частной собственности на землю тех, кто её обрабатывает. Но попытка перевести стрелки на восемьдесят четыре года назад закончилась провалом.
Хотя признаки октябрьской революции в отдельно взятом помещении на улице Грушевского были, как говорится, налицо. Как там у классика - "рабочий тащит пулемёт, сейчас он вступит в бой, висит плакат - долой господ, помещиков долой..." и так далее - вплоть до слов - "и надо всем большой плакат "вся власть большевикам". Только коммунистам взять власть так и не удалось. Не помогли ни выкручивание рук, ни порча микрофонов, ни поломка электронной системы голосования, ни надругательство над избирательной урной и бюллетенями, не говоря уже об оторванных пуговицах и порванных брюках. Первый вице-спикер, которому пришлось вести заседание, остался непреклонен.
Виктор Медведчук, первый заместитель председателя Верховной Рады Украины: "Я впевнений, що я це сьогодні зроблю. Ми вийдемо з цього питання тільки шляхом голосування. Яким чином - через систему "Рада" чи бюлетенями, але з цього питання ми вийдемо сьогодні. Якщо мені не дадуть його поставити на голосування тут, то я його поставлю з іншого місця, навіть з третього поверху".
Говорят, что таким образом коммунисты пытались напомнить избирателям о своём существовании. И непоколебимость в отстаивании принципов. Что ж зрители всей Украины смогли в очередной раз убедится, чего стоят их избранники. И чем они намерены заниматься, если вновь попадут в Верховную Раду. А что касается сути вопроса - то дебошем в зале левые только ускорили принятие Земельного кодекса. Его утвердили сразу во втором чтении и в целом. Показательно, что единственной фракцией проголосовавшей за кодекс единогласно, были объединенные социал-демократы. У которых к документу был целый список претензий и поправок.
Владимир Заец, народный депутат Украины, фракция СДПУ(О): "У кожного з нас були якісь суттєві зауваження до кожної зі статей. Це було політичне рішення - або ми підтримуємо цей Земельний кодекс, розуміючи що після його підписання будемо вимушені переглядати певні його статті і вносити змини до нього, але в таки умови ми були загнані і вимушені будемо це робити".
Владимир Заец знает о чём говорит. Подсчитывать бюллетени ему пришлось в условиях, приближённых к боевым, и уже в сессионном зале отбиваться от коммунистов, пытавшихся во что бы то ни стало уничтожить протокол счётной комиссии.
Удивительно, но по словам председателя профильного парламентского комитета Екатерины Ващук, новый земельный кодекс - плод компромисса. В нем учтены замечания и президента, и депутатов из правых и центристских фракций, и даже левых парламентариев - за исключением, разумеется, столь ненавистной коммунистам и социалистам нормы о праве крестьянина распоряжаться земельной собственностью по своему усмотрению.
В соответствии с кодексом, земля не может принадлежать иностранцам. К тому же законом вводится пятилетний мораторий на операции по купле-продаже любой земли. А потом еще пять лет, то есть до 2010 года, один человек может продавать не более 100 гектаров сельскохозяйственных угодий. Эта норма должна защитить украинских крестьян от действий спекулянтов. Показательно, что за время, пока не было Кодекса, распродать успели половину земель. Что же касается территорий сельскохозяйственного назначения, то в частных руках уже находится около 85%.
Павел Гайдуцкий, заместитель главы Администрации президента Украины: "Слово не стільки в самій приватизації, як в тому, щоб була конкурентоспроможна власність на землю - приватна власність. Таким ефективним власником може бути селянин, який вміє обробляти землю, має фінансові ресурси, і сам є в силі обробляти землю".
Сергей Довгань, народный депутат Украины, селянская партия Украины: "Принятие этого закона направлено на обман селян, лишение их земельных наделов, лишение селянства скажем базы существования. Сейчас получается, что люди получив землю, не в состоянии ее обработать и отдают в руки всевозможных финансовых магнатов".
Екатерина Ващук, председатель аграрного комитета, Верховной Рады Украины: "Вони все лякають - завтра вас розженуть, землю заберуть - це ж все неправда! Схема господарювання обирається самим селянином. Але те, що кожен з них стає власником і на серйозну кількість коштів, бо земля в Україні недешева - у межах 3-5 тисяч доларів гектар, тобто кожна людина з цим Земельним кодексом стане багатшою".
Представители правых и центристов усматривают в поведении коммунистов проявление элементарного страха. Страха потерять свой электорат. Мол, если крестьяне на собственном опыте убедятся, что аграрная реформа приносит позитивные результаты, они никогда не будут голосовать за левых.
Екатерина Ващук, председатель аграрного комитета, Верховной Рады Украины: "Вони захищали не село, а ідеологію. Бо селянин-власник і селянин-поденщик - різні речи. Це я розумію, але в 1917 році більшовики йшли із гаслами "земля-селянам". Чому сьогодні така яскрава боротьба проти того, щоб землю віддали селянам? Її ж нікому більше не віддають".
Степан Гавриш, заместитель председателя Верховной Рады Украины: "Мова йшла не про фахові компроміси, до яких більшість була готова, мова йшла про ідеологічне неприйняття Земельного кодексу, будь-яких змін в аграрній реформі з боку комуністів, що тиснули на зал, президію".
Впрочем, есть и другое объяснение попыткам левых сорвать обсуждение. Куда более прозаическое. Просто после этого могло состоятся голосование за отзыв с поста председателя бюджетного комитета Александра Турчинова. За его отставку уже собрано 153 подписи. Не потому ли "Батьківщина" ринулась в борьбу гораздо активнее тех же социалистов? И не беда, что тем самым они практически перечеркнули бюджетный процесс и страна может войти в новый год без главного финансового документа. Для многих украинских политиков кресло, к сожалению, дороже всего. Жаль только рядовых коммунистов, которые, похоже, даже не догадывались, как цинично их использовали в своих интересах столь нелюбимые ими олигархи.