Кредит преткновения [ Редагувати ]

Финансовое положение страны не радует. Осознавая это, высшее руководство время от времени предпринимает некие спасительные действия. Последняя новость из этой "оперы" – слухи о том, что бюджетные дыры правительство будет латать при помощи Москвы. Банковая, как водится, категорически против.
Спасение утопающих - дело рук?..
Об украинском бюджете в последние недели не вспоминали разве что самые сдержанные политики и экономисты. Главная смета страны стала ключевой темой телевизионной перепалки высшего руководства государства. Президент и премьер упорно не могут прийти к консенсусу: адекватны или нет заложенные макропоказатели, каким будет итоговый дефицит и где брать деньги на его покрытие. Виктор Ющенко плавно дистанцируется от происходящего, делясь с аудиторией соображениями о том, что акт подписания был его "большой ошибкой", спровоцированной "политическим фактором". А Юлия Тимошенко пытается приложить максимум несколько хаотичных усилий с тем, чтобы удержать бюджетную махину на плаву – возможно, хотя бы до выборов и, не исключено, хотя бы в "социальной" части.
"Дыру" дефицита пока мало кто рискует прогнозировать. В бюджете она обозначена (так же, как и, к примеру, годовая инфляция на уровне 9,5%) в размере 3,1% ВВП – это, ориентировочно, 31 миллиард гривен. Но остановиться на такой "скромной" цифре будет непросто - слишком "мешают" призраки инфляции, девальвации гривны, дальнейшего ухудшения торгового баланса и потенциального снижения объемов промышленного производства. Президент, например, утверждает, что к концу года речь пойдет о не менее чем 7 процентах ВВП, что составляет около 79 миллиардов гривен. Где изыскать такие средства – неясно. Но сам глава государства уверен, что на внутренний рынок рассчитывать не стоит. "Это значит положить всю экономику страны, если эти ресурсы, это приблизительно 79 миллиардов гривен, взять с рынка. Это разбойническая политика", - считает Виктор Ющенко.
Рассчитывать на собственные ресурсы в условиях кризиса действительно сложно. Мечтать о промышленном рывке и благоприятной для украинских товаров конъюнктуре внешних рынков, конечно, не вредно, но и не слишком перспективно. Впрочем, не исключено, что украинские власти попытаются заработать на "заплаты" по старинке: за счет пошлин, налогов и вечной "палочки-выручалочки" – приватизации. На продаже государственного имущества в 2009 году правительство планирует выручить 8,6 миллиарда гривен. Ввиду возможных объемов дефицита это не так уж и много, да и влияние кризиса на масштабы гипотетических сделок тоже никто не отменял. А ведь за счет приватизации планировалось наполнить придуманный в конце 2008 года Стабилизационный фонд.
Запас "на развитие" украинскому правительству хотелось бы иметь в размере не менее 20 миллиардов гривен. И, поскольку в ускоренном темпе добыть их через приватизацию сложно (особенно, если вспомнить злоключения прошлого года и недавно озвученные благие намерения президента), надежда одна – внешние займы. "Источником наполнения стабфонда является приватизация, которую в ближайшее время реализовать невозможно. Поэтому ведутся переговоры и с международными банками, и с правительствами других стран о привлечении кредитов", - рассказал нардеп-"бютовец" Сергей Пашинский. Рассчитывать на банки, пусть и международные, приходится с оглядкой. До сих пор в точности неизвестно даже то, получит ли Украина второй транш кредита от МВФ – наше государство не способно выполнить ряд условий (в том числе и требование о бездефицитном бюджете), которые, возможно, будут пересмотрены. Кроме того, начали появляться сомнения в эффективности Международного валютного фонда и Всемирного банка . "Я думаю, что МВФ и Всемирному банку придется изменить свои роли достаточно ощутимо. Эти институты были созданы для локальных, а не глобальных капитальных потоков. Институты, которые мы унаследовали, не годятся для решения проблем, которые нам придется решать в будущем", - заявил 9 февраля британский премьер Гордон Браун. И действительно – руководство МВФ сообщило, что через полгода Фонду понадобятся новые средства для финансирования жертв кризиса.
Кредитные слухи
Если международные финансовые институты не смогут помочь, всегда можно попросить денег у стран со стабильной экономикой – в Кабмине решили пойти именно по этому пути. Судя по заявлениям, правительство обратилось к своим коллегам из "шести мощных, финансово-стабильных стран мира" за помощью. Среди "мощных и финансово стабильных" называются США, Япония, Китай, Россия и ЕС. Результаты переговоров пока не известны, но московское их направление уже вызвало скандал.
Напомним, уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский сообщил, что в столицу РФ отправилась тайная делегация, которая должна была договориться о получении "спецкредита" для спасения "Нафтогаза Украины" от банкротства. Управление по связям со СМИ секретариата Кабмина, не откладывая в долгий ящик, опровергло "болезненные заявления". Но в прессу к тому времени просочилась сведения об ориентировочной сумме кредита – 5 миллиардов долларов, копия технического задания делегации, которая то ли ездила в Москву, то ли нет. Но самым интересным моментом стали предварительные условия, которые якобы выдвинула Россия.
Список гипотетических российских требований обошел большинство украинских СМИ и успел вызвать череду экспертных оценок. Москва ожидает выполнения нескольких пунктов. Главный - это ратификация соглашения о "нулевом варианте" (договор, предполагающий наследование Россией и долгов СССР, но и всего его зарубежного имущества) - Украина до сих пор претендует на 16,37% "союзного наследства". Кроме того, что Киев должен разобраться с вопросами собственности за границей, он еще обязан решить "спорные вопросы" с российской собственностью на территории Украины. И, пока финальный аккорд, - Украина должна признать внешним государственным долгом задолженности отечественных предприятий перед Внешэкономбанком СССР. В последний раз масштабно тема Внешэкономбанка поднималась в 2006 году. Тогда Россия выплатила Парижскому клубу стран-кредиторов последний транш советских долгов в размере 21,3 миллиарда долларов. Таким образом, Москва пришла к выводу, что свои обязательства перед странами СНГ она выполнила (хотя, например, к Украине Парижский клуб снял претензии еще в 1993 году – до момента урегулирования долговых вопросов с Россией). Обязательства стран, судя по всему, остались открыты. Дело в том, что по подсчетам на тот же 2006 год, украинские предприятия были должны Внешэкономбанку около 100 миллионов долларов. В свою очередь сам банк должен украинским предприятиям порядка 600-650 миллионов долларов, замороженных в 1991 году на валютных счетах. Несколько лет назад эти средства предполагалось вернуть "бартером" за ратификацию "нулевого варианта". Украинское руководство такой вариант не вдохновил, что прямо связано не только с претензиями на зарубежное имущество СССР, но и с трудно реализуемыми мечтами взыскать с России долг по "сбербанковским" вкладам. Но на пятимиллиардном кредите украинская принципиальность рискует закончиться.
Выделит ли Россия, сама страдающая от кризиса, кредит Украине и на каких условиях, пока вопрос неясный. Юлия Тимошенко, хоть и признала факт "позитивного ответа" на просьбы о помощи от ряда стран, в том числе и России, но озвученные в прессе требования назвала "инсинуациями". В свою очередь российская сторона подтвердила начало переговорного процесса, но уточнила, что официальное обращение еще не поступало. Впрочем, антипатикам премьера хватило и слухов.
Ни доллара без политики?
Вероятно, в силу экономических обстоятельств вопрос: "Нужен ли Украине кредит" – стоит неостро. Сказываются проблемный бюджет, чужой стабфонд и готовность одалживать деньги, уже проявившаяся в меморандуме с МВФ. Ключевой проблемой на сегодня является уточнение – готова ли Украина брать кредит у России и что она рискнет отдать взамен.
Дополнительные требования России пока неизвестны, но то, что без них не обойдется, уже подтвердил Виктор Черномырдин. Некоторые украинские эксперты убеждены, что лучшим вариантом было бы воздержаться от обращения за помощью к братскому народу – возможно, за подобный кредит придется переплатить. Вариантов "переплаты" множество, и уже получившими распространение примерами они не ограничиваются.
Помимо повышенной лояльности в отношении к "нулевому варианту" часть украинского руководства опасается того, что Москва будет претендовать и на другие льготы. "Россия еще до начала перечисления кредитных средств будет требовать жесткие гарантии - от залогов имущества до льготной продажи госпредприятий, таким образом, Россия, по сути, вернет себе этот кредит еще до того, как предоставит его Украине", - считает заместитель главы СП Андрей Кислинский. Также СП традиционно видит в "российскоориентированных" переговорах правительства угрозу газотранспортной системе Украины. В качестве примера обычно приводится белорусский случай – с 2007 года одним из акционеров "Белтрансгаза" является "Газпром". Помимо экономических от России ждут еще и политических претензий. Во всяком случае, в этом контексте в прессе вяло поминаются и возможная смена курса с евроатлантического на евразийский, и судьба Черноморского флота РФ и предстоящая (возможно, даже в этом году) демаркация границ. Действительно, после того, как украинско-российские отношения глубоко осложнились кавказским конфликтом, активной позицией Киева в вопросе признания Голодомора геноцидом и "газовой войной", ожидать лояльности со стороны Москвы странно. И высказывание Дмитрия Медведева по поводу того, что Украине стоило бы компенсировать европейским странам убытки от перерыва в транзите, может оказаться первой ласточкой.
Какими бы ни оказались условия гипотетического кредита, сам факт его получение/неполучения еще впереди. Но еще одну проблему для украинского политикума он уже создал. По большому счету, последний год с небольшим доказал, что Банковой и Грушевского реальные основания для взаимной критики желательны, но вовсе не обязательны. Потому неудивительно, что очередной эпизод "госизмены" Юлии Тимошенко нашел благодарную аудиторию в лице сотрудников СП и президента лично. "Консультации, как они осторожно сегодня называются, на получение 5 миллиардов долларов кредита с российской стороной, являются продолжением ущербной безликой политики украинского правительства. Это кредит, который приводит к разрушению как экономического процесса, так и процессов образования бюджета", - Виктор Ющенко одним махом не только покритиковал свежайшие "недодоговоренности", но и вспомнил главе Кабмина "все хорошее". В свою очередь премьерская сила и примкнувший к ней по этому вопросу Владимир Литвин никакого состава преступления в политике правительства не видят. Отмалчивается пока только оппозиция, но ее можно понять – одновременно и обвинить Юлию Тимошенко в предательстве национальных интересов, и не задеть Россию несколько затруднительно.
Обвинять премьер-министра в торжественной сдаче национальных интересов до того, как подтвердится факт предоставления кредита, и станут известны его условия, преждевременно. Но последовательное ориентирование Юлии Владимировны на Москву вызывает закономерный интерес. Антипатики премьера (как из властного лагеря, так и из оппозиционного) видят за подобной ориентацией призрак президентских выборов, а западная пресса – признак финансовых проблем – в частности в общении с МВФ (не зря же в The Wall Street Journal мелькнула формулировка о "толчке в сторону Москвы"). Как бы то ни было, степень близости и характер контактов с российской верхушкой, возможно, и личное дело премьера. Но вот по условиям "подковерного" кредита, какими бы они не оказались, расплачиваться придется все-таки не отдельно взятому политику, а всей стране.