Выборы 2002. Два месяца до старта [ Редагувати ]

Если верить социологическому опросу, проведенному в октябре Центром "Социополис", шансы преодолеть 4-х процентный барьер имеют пока только три партии: коммунисты, за которых уже сегодня готовы отдать голоса 17,5% избирателей, объединенные социал-демократы с 5,9%, и Народный Рух, представителей которого готовы поддержать 4,7% опрошенных.
КПУ и СДПУ/О/ преодолевают четырехпроцентный барьер и по данным опроса, проведенного в конце октября Украинским институтом социальных исследований и центром "Социальный мониторинг". Правда, к этим фаворитам прибавились еще и два блока - "Наша Украина" и "За единую Украину". О тех же двух партиях и двух блоках говорит и директор Института политики Николай Томенко. Правда "Нашей Украине" в своих прогнозах он отдает несколько больший процент голосов - что, в общем-то неудивительно, ведь, по данным из штаба блока, Томенко вполне серьёзно рассчитывает получить место в списках "Нашей Украины".
На минувшей неделе политики, вступившие в фазу избирательной кампании, любили повторять одну и ту же фразу: "все будет хорошо". То ли они рады подписанию Закона "О выборах", то ли пытаются успокоить слабонервных соратников, то ли, напротив, занимаются тренингом и успокаивают сами себя. До старта избирательной кампании осталось два месяца, но, похоже, что у многих участников марафона нервы накалены до предела.
Удивляться, в общем-то, нечему. Начинается самое интересное - составление избирательных списков. Выдержать это испытание под силу не каждой партии. Что уж говорить о блоках. Объединение "За единую Украину", к примеру, никак не может определиться, кому быть первым в списке. Никто из лидеров четырех правоцентристских партий не рискует в открытую заявить, что он лучше других.
Сергей Тигипко, председатель партии "Трудовая Украина": "Питання першої п'ятірки ми остаточно ще не вирішили. Я буду іти по списках і буду очолювати список своєї партії".
В итоге - вполне серьезно обсуждается вопрос о приглашении звезд со стороны. Звезд политики, разумеется, а не эстрады.
Игорь Шаров, народный депутат Украины, лидер группы "Трудовая Украина": "У списках блоку зірок естради однозначно не буде, будуть політики..."
Правда, как оказалось, не бывает правил без исключений.
Игорь Шаров, народный депутат Украины, лидер группы "Трудовая Украина": "Якщо маєте на увазі Дмитра Гнатюка, так він політик, він не естрадна зірка".
У "Яблука", в отличие от "заединщиков" с первым номером всё в порядке, зато не хватает пятого. Михаил Бродский признался, что его имени в списке вообще не будет - так сказать в знак протеста против НДС. Центризбирком, правда, шутки может не понять - по закону в бюллетень вносится не четыре и не три фамилии, а именно пять. Исключение не сделают даже для "Яблука".
Кто будет вторым в списке "Нашей Украины" - пока неизвестно. Но совершенно точно можно сказать, что это будет не Владимир Горбулин. На минувшей неделе он возглавил партию "Демократический союз". И сразу же заявил, что Демсоюз с Виктором Ющенко объединяться не намерен. Хотя предыдущий руководитель партии, Александр Волков, говорят, даже вёл по этому поводу переговоры.
Владимир Горбулин, председатель партии "Демократический союз": "Якщо входити до блоку Ющенка, то треба мати якусь особисту позицію. А моя особиста позиція така, що я, наприклад, не можу бути другим номером у блоці Ющенка".
Есть, конечно, вариант - предложить Горбулину в "Нашей Украине" первое место. Тем более, что сам Ющенко уже предлагал внести в список свою фамилию под номером 701. Но, во-первых, номеров там по закону может быть не больше 225 , и если исключение не делают для "Яблока", то и для "Нашей Украины" его не будет. А, во-вторых, обещать - не значит жениться. Тот же Ющенко еще недавно обещал Рухам с ПРП делить места в списке, что называется, по-братски. А потом взял и передумал. Теперь половину списка он отводит себе лично, а национал-демократам - согласен дать по 10 процентов. Это в лучшем случае - если партий, входящих в блок будет пять. А если десять? Тогда Рухам придётся довольствоваться пятью процентами. А если пятнадцать? В общем - лидеры партий в парламент, может, и попадут, а остальным лучше сразу идти в мажоритарные округа.
Неудивительно, что либералы, к примеру, объединяться с Ющенко уже передумали. И теперь просятся в блок "За единую Украину". Правда и там делиться хотят не все. Сергей Тигипко, к примеру, говорит, что не против пересмотреть квоты, а Валерий Пустовойтенко уверяет, что для НДП даже 25 процентов мало.
Валерий Пустовойтенко, председатель НДП: "Будем розглядати це питання. Но! Блок буде тільки чотирьох. Ми не розглядаєм більше приєднання і розподіл, в тому числі списку. Можливо, будуть надані, якщо вони хочуть підтримати блок, буде розглянуто питання щодо надання якійсь особі або декільком особам підтримки на мажоритарних округах і в списку. Нам тісно. Нам тісно провести з'їзд, бо нас дуже багато, нам тісно провести політраду".
Впрочем, не только теснота мешает отечественным политикам. Проблемой оказалось даже найти пристойное название для избирательного альянса. Взять хотя бы "Нашу Украину". У избирателя сразу возникают ассоциации с разорившимся не без помощи участников блока банком "Украина". Поэтому Виктор Ющенко, с присущей ему скромностью, предложил переименовать объединение в "Виборчий блок Ющенка". Сокращенно - ВБ'Ю. С филологическими изысками у вчерашних союзников экс-премьера получается еще хуже. Блок Юлии Тимошенко - Б'ЮТ, Блок Александра Мороза - БАМ. Помните - "слышишь, время гудит - БАМ..." С другой стороны, учитывая ставку социалистов на союз с КПРС - звучит вполне логично.
Ну а пока политики ищут удобоваримые названия для своих объединений, социологи констатируют, что большая часть избирателей намерена голосовать не за предвыборные альянсы, слепленные на скорую руку, а за более-менее известные партии. И удивляться, в общем-то, нечему. В конце концов, опыт блокирования 98 показывает, что союзы недолговечны и как правило умирают сразу же после выборов.
Михаил Погребинский, политолог: "Люди не могут знать, сохраниться ли та сила, за которую они голосовали, или потом они разойдутся по своим фракционным квартирам. Есть элемент определенного недоверия".
Разумеется, на победу могут рассчитывать не все партии.
Александр Вишняк, политолог: "Партийные брэнды устойчивых партий, которые имеют свою программу и устойчивые структуры на местах, а таких у нас 4-5 на Украине, они уже раскручивают свои брэнды 5-10 лет. Те, кто раскручивают свои партийные брэнды 1-2 года, ничего не имеют".
Впрочем, по партийным спискам избирают только половину депутатов. И чем теснее становится в этих списках, тем активнее политики подумывают о том, чтобы искать мажоритарное счастье. "Трудовая Украина" уже даже провела своеобразное распределение округов между своими сторонниками. На победу в округе рассчитывает и бывший лидер Демсоюза Александр Волков. Его ближайшие соратники - Игорь Бакай и Александр Абдуллин - тоже в партийный список попасть не спешат. У них другой план - выставить свои кандидатуры в пяти округах Ривненской области и показать, что такое победа капитализма в отдельно взятом регионе.
Одна беда - капиталистов, желающих облагодетельствовать избирателей и заодно пройти в парламент в Украине уже достаточно. И 225 округов на всех может и не хватить. Хотя соотечественникам от этого только лучше. Ведь никогда политики не бывают такими щедрыми, как во время выборов.