Птичьи права авторских прав. Доколе? [ Редагувати ]

Несмотря на то, что США отложили введение экономических санкций против Украины, Верховная Рада должна до 15 ноября принять закон, который будет регулировать производство и продажу компакт-дисков. Но вряд ли депутаты смогут сработать так оперативно. А вот силовики, вернее - налоговая милиция, не преминули воспользоваться случаем и устроить очередное показательное "массовое уничтожение" пиратских компактов. Хотя, сами налоговики, убеждены, что подобными "актами устрашения" проблемы пиратства не решить. Хотя бы потому, что в незаконный бизнес вовлечено 70% населения, покупающее продукцию "флибустьеров", каждое второе предприятие и даже государственные структуры. И похоже взывать к совести, мол "покупая краденное вы сами воруете", мало кого способны затронуть. Украинцы не понимают сути проблемы. Не понимают и того, зачем собственно ее следует понимать...
Вначале было "слово". Когда люди осознали цену "слова" - появились законы, которые призваны защищать права на интеллектуальную собственность. Правда, в Украине необходимость введения таких норм поняли совсем недавно. Верховная Рада только в этом году внесла существенные изменения в закон "Об авторском и смежном праве", ратифицировала Римскую конвенцию и предусмотрела в Уголовном кодексе меру ответственности за подобные нарушения. Таким образом, на отечественном рынке интеллектуальной собственности установлены определенные правила игры. И использовать чье-либо творение теперь можно только с разрешения автора. Причем автор должен получить за это вознаграждение.
Александр Лавринович, госсекретарь Министерства юстиции Украины: "В цій царині в Україні достатньо повно врегульовано все, що може бути оборонене і захищене. І важливо, щоб ці норми виконувалися".
Оговорка о необходимости соблюдать закон - не случайна. Дело в том, что в 90 процентах случаев авторские права по-прежнему игнорируются. Так утверждают в Государственном комитете по авторским и смежным правам.
Сергей Бондаренко, директор ''Украинского агентства по авторским и смежным правам'': "Кажуть, "не можемо сплачувати", кажуть - не маємо прибутку. Але це не є відповіддю, бо є законодавство, де записано: використовуєш - мусиш сплачувати авторську винагороду, адже теле-, радіокомпанії знаходять кошти, щоб оплатити оренду приміщень, техніку, заробітну платню, світло. Чому не знаходять коштів, щоб заплатити авторам?"
В результате, страдают практически все: государство не получает налогов, литераторы и представители шоу-бизнеса - гонораров, законопослушные телерадиоорганизации - ожидаемых доходов от купленной ими лицензионной продукции. Точнее доходами приходится делиться с теми, кто показывает тот же фильм или программу, не заплатив за это ни копейки. Проще говоря - украв.
Александр Роднянский, генеральный продюсер телеканала ''Студия 1+1'': "Не важно кто производит автомобиль и когда крадут этот автомобиль, - это всем понятно, что это кража. А когда производим фильм и после этого он показывается по другим телеканалам - это означает, что мы не сможем его показать так успешно как планировали. Потому, что зрители посмотрели, знают чем закончится - это важно. Ну какой смысл заниматься! И опускаются руки... Поэтому мы во многом развиваемся вопреки, не благодаря, а вопреки..."
Украинские телерадиоорганизации остаются не только без доходов, но и без столь необходимых для развития инвестиций. Кто же будет вкладывать деньги в компании, которые в любой момент могут стать жертвами видеопиратов? Вот и получается, что объемы инвестиций в российское телевидение - в десять раз выше.
Александр Богуцкий, генеральный директор телеканала ICTV: "Дуже важко порахувати збитки, бо ніхто не знає, скільки є кабельних операторів. Більше того, ніхто не може порахувати збитки, бо важко зіставити те, чого немає, з тим що є".
Кабельщики, разумеется, против того, чтобы их приравнивали к видеопиратам. Компания "Воля-медиа", которая вещает в сетях кабельного телевидения операторов ИВК и КТМ, обещает до конца года вернуть киевлянам популярные российские каналы. Они будут очищены от иностранной рекламы и фильмов, права на показ которых приобрели украинские телекомпании.
Николай Билоус, вице-президент ''Воля-медиа'': "Мы хотим, чтобы в кабельной сети присутствовали каналы, которые не расходятся с украинским законодательством. Мне кажется - это правильно".
Александр Ляхов, почетный президент Союза кабельного телевидения Украины: "Члены союза выполняют законные требования легального украинского правообладателя и стараются всеми силами не допустить нарушения смежных прав украинского правообладателя".
Впрочем, членами Союза кабельных операторов является только 57 компаний. А всего в стране их существует, по одним данным, около 200, по другим - около 500. Свою телекомпанию, кабельную или эфирную, имеет почти каждый уважающий себя губернатор и мэр. От них стараются не отставать и районные руководители. Чувствуя поддержку местной власти, такие компании зачастую даже не заглядывают в закон. А зря!
В настоящее время украинские суды уже рассматривают ряд уголовных дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Иски подали как агентства, представляющее интересы авторов, так и сами правообладатели.
В новом Уголовном кодексе за такие нарушение предусмотрена серьёзная ответственность: штраф или два года тюрьмы, плюс конфискация имущества и запрет три года занимать соответствующие должности.