Выбираем палатку [ Редагувати ]

Знаете ли Вы 42 способа применения немецкой офицерской плащ-палатки? Простого куска прорезиненного брезента 2х2 метра со множеством пуговиц, заклёпочек, застёжечек, клевантов и прочих мелких деталей? В промозглых осенних брянских лесах партизаны устраивали настоящую охоту за этим произведением военно-прикладного исскуства. Ещё бы! Ведь это сразу и одежда, и тент для костра, и вполне сносная палатка, и рюкзак для взрывчатки... А Вы чем хуже отважных партизан? В том смысле, что тоже были бы не против обзавестись хорошей, надёжной, многофункциональной палаткой.
Требования, предъявляемые к палаткам, сформировались ещё во времена походов Александра Македонского: Палатка должна иметь водонепроницаемость, ветроустойчивость, небольшой вес, простоту установки. Кстати, и формы палаток не так сильно изменились с тех пор... Итак, хорошая палатка должна: надёжно защищать от дождя и снега, палатка должна обеспечивать хорошую вентиляцию,палатка должна обладать комфортным внутренним пространством, противостоять сильному (в идеале - любому) ветру, палатка должна ставиться одним человеком за несколько минут и убираться в компактную упаковку, обладая при этом весом не более 1 кг в расчёте на одного своего обитателя.
Палатка должна иметь водонепроницаемость, ветроустойчивость, небольшой вес, простоту установки.
В зависимости от сферы применения палатки бывают универсальные палатки , но есть и узкоспециализированные палатки. К примеру, палатки для базовых подземных лагерей в спелеологических экспедициях не подойдут для комфортного отдыха в зимнем альпинистском восхождении - ведь под землёй нет ни ветра, ни снегопада! Также и подвесные палатки-платформы для прохождения скальных стен трудно представить в байдарочном походе. Условия применения выдвигают на первых план разные требования к свойствам палаток. Для ночлега летом в тайге вполне подходит двухскатная палатка без каркаса - главными в таких условиях становятся защита от комаров, непромокаемость, хорошая вентиляция и малый вес. А для велопутешествия по пустыни палатка должна иметь каркас, отличную вентиляцию, ветроустойчивость и занимать в сложенном виде очень мало места. В конце концов, если Вы волк-одиночка, вам наверняка понравится сверхлёгкая палатка-спальник, этакий саркофаг, повторяющий контуры человеческого тела.
Но не будем вот так сразу брать "экстремального" быка за рога. Предположим, что Вы ищите палатку для путешествий с друзьями в любое время года, но в основном всё-таки летом, пешком, по воде или на велосипеде. Допустим, весной Вы каждый год совершаете небольшой байдарочный походик, в августе преступно не отправиться на Кавказ или в Азию, осенью домочадцы жаждут клюквы, зимой друзья иногда уговаривают бросить всё на недельку... Вы хотите, чтобы палатка позволяла комфортный отдых для 2-3 человек, но при необходимости можно было бы переночевать и вчетвером. Для Вас немаловажно, чтобы "дом" палатка прослужил долгие годы, Вы хотите, буквально ввалившись внутрь после борьбы с ураганным ветром и ледяным дождём, перед сном спокойно почитать хорошую книжку, чувствуя себя как за каменными стенами. Современные конструкции и материалы палоток позволяют этого добиться!
Вам придётся выбирать из огромного числа палаток универсального назначения, отличающихся друг от друга формой, материалом, разными конструкторскми ухищрениями и, конечно, ценой. Большинство современных палаток - двухслойные. Внешний тент палатки предохраняет от атмосферных осадков, пространство между ним и внутренней палаткой служит для отвода конденсата, неизбежно образующегося при дыхании. Важно, чтобы тент не прислонялся к ткани внутренней палатки, иначе в таком месте обязательно будет проникать влага. Тент палатки изготавливается из лёгких и прочных синтетических тканей (чаще всего - из нейлона) с непромокаемым покрытием. Важный момент - швы на тенте. В дешёвых моделях швы никак не обрабатывают, и при сильном или продолжительном дожде они начинают протекать. В высококласных палатках производители проклеивают швы специальной лентой. Палатки бывают самых разных форм, порой весьма оригинальных, но можно выделить два крупных течения в "палаткостроении" - "полубочки" и "полусферы". Обоим формам присущи свои достоинства и недостатки. "Полубочки" (ещё говорят "ангар" или "цилиндр") отличаются несколько лучшей обитаемостью, большим полезным объёмом, но при этом страдает ветроустойчивость палатки. "Полусферы" и их всевозможные модификации прекрасно противостоят ветру (некоторые фирмы-производители "продувают" опытные образцы в аэродинамической трубе при скорости ветра до 50-60 м/с!), но имеют меньший жизненный объём из-за сферического свода.
Палатки "Полубочки" бывают на двух и на трёх дугах каркаса (бывает и больше, но это - удел огромных, многоместных палаток), всё зависит от размеров и парусности (подветренной площади поверхности). Наличие третьей промежуточной дуги утежеляет конструкцию, но зато повышает прочность и предотвращает провисание тента.
Классическая палатка "полусфера" покоится на двух перекрещивающихся дугах каркаса. На основе классики создано огромное количество гибридных конструкций: от облегчённых одно-двухместных палаток всего на одной дуге до профессиональных "зимних" моделей, каркас которых состоит из 6 и более сложно переплетающихся дуг. Это необходимо для придания палатке более обтекаемой формы и одновременно - для уменьшения площади "парусящего" тента, не опирающегося на каркас. Без инструкции разобраться с постановкой такой палатки бывает трудно...
Классическая палатка "полусфера" покоится на двух перекрещивающихся дугах каркаса.
Основной удар, основные нагрузки принимает на себя каркас палатки. Поэтому не удивительно, что качество палатки напрямую зависит от материала, из которого изготовлен каркас. В настоящее время большинство производителей применяют либо пластиковые стойки, либо трубки из алюминиевых сплавов. Туристы -"самодельщики" советских времён частенько использовали для каркасов титановые трубки, но сейчас титан практически не используется из-за дороговизны. Как, впрочем, никто теперь уже и не шьёт палаток из капроновых советских флагов.
Пластиковые стойки используют в дешёвых "пляжных" моделях палаток, они менее долговечны и ремонтопригодны. Важно отметить, что в высоких горах пластик за 2-3 сезона разлагается под действием жёсткого ультрафиолета и становится очень ломким. Алюминиевые каркасы гораздо более долговечны. Сплав подбирается таким образом, чтобы после снятия нагрузки не оставалось деформации. Правильно подобранный производителем металл и через 5 лет интенсивной работы не принимает форму дуги, трубки остаются абсолютно прямыми и упругими. Есть такой простой тест: собранную пустую палатку надо поднять над землёй за одну дугу - и форма должна сохраняться без каких-либо деформаций. Это важный показатель прочности и упругости каркаса (и лёгкости палатки, конечно). Для удобства сборки все части одной дуги нанизывают на резинку, значительно упрощается процесс постановки палатки, так меньше шансов потерять какую-нибудь часть каркаса.
Каркасы палатки бывают внутренние и внешние, то есть находящиеся под тентом или снаружи его. В условиях сильного ветра удобнее ставить палатку с внешним каркасом. Устроено это так: по граням палатки пришиты специальные резинки, они перекидываются через дугу каркаса одним быстрым движением и фиксируются на крючке на той же грани. Раз-раз! - и обиталище уже готово!
Существует ещё несколько нюансов, отличающих продуманную конструкцию палатки, например, устройство входа. Наиболее прост в изготовлении и долговечен тубус ("рукав"), но вот пользоваться им неудобно. Раньше большинство самодельных палаток снабжалось именно таким входом, но теперь тубус остался только у зимних, "арктических" моделей, где существует риск обмерзания молнии и требуется обеспечить минимальный зазор между влезающим в палатку человеком и тканью палатки - чтобы внутрь влетело меньше снега. Тут уж не до комфорта! Великий полярный исследователь Амундсен, между прочим, едва не стал жертвой одной из первых в истории застёжек-молний. Экспедиция была снаряжена по последнему слову тогдашней технической мысли, в том числе палатка имела свежезапотентованный вход на молнии. Одно не учли производители - зубцы молнии сделали из металла, и в первое же утро полотно палатки пришлось резать ножом, чтобы выбраться наружу. В сырой холодной Арктике на металле выпал иней в несколько сантиметров толщиной!
С тех пор минуло столетие, на Севере по-прежнему сыро и холодно, а вот большинство палаток теперь всё-таки снабжается входом на молнии. Но молнии с пластиковыми зубьями. Вход делают двойным - ткань внутренней палатки дублируется москитной сеткой, при желании можно закрыть оба слоя или использовать только какой-нибудь один. Многие модели палаток имеют два входа, это особенно актуально для 3-4 местных палаток. Современные палатки имеют непромокаемое прочное дно. Чаще всего для этого применяются тот же материал, что и для тента, иногда более плотный.
Обязательное условие для отнесения палатки к разряду "хороших" и уж тем более "отличных" - наличие продуманной системы вентиляции. Через вентиляционные отверстия в палатку не должен попадать снег или дождь. Лучше, если вентиляцию можно открыть или закрыть, не вылезая из палатки. Под крышей внутренней палатки должна быть пришита специальная петля, на неё можно подвесить газовую лампу или, к примеру, будильник. Немаловажно наличие внутри палатки нескольких удобных карманов.
Обязательное условие для отнесения палатки к разряду "хороших" и уж тем более "отличных" - наличие продуманной системы вентиляции.
Палатка должна быть снабжена дополнительными ветровыми оттяжками, причём места их пришива к тенту должны быть усилены накладками. Модели, расчитанные на использование в горах, обычно отличаются специальной "юбкой", пришитой снизу к тенту. Зачем? Всё очень просто: это и дополнительное утепление, отсутствие противного сквозняка сбоку и снизу, это и возможность дополнительно укрепить палатку, засыпав "юбку" снегом или поставив на неё выпиленные из плотного снега кирпичи.
Не последнюю роль играет и цвет Вашего "дома". Представьте, как неприятно просыпаться в палатке мрачного чёрного цвета! А вот в оранжевой палатке даже в пасмурный день будет казаться, что светит солнце.
Какой же напрашивается вывод? Можно так охарактеризовать хорошую палатку: компромисс в сфере применения и никаких компромиссов в качестве изготовления! Помните, мы говорили в начале нашего обзора: весной походик "на воду", летом - горы... Современная универсальная палатка хороша для очень широкого диапазона условий. Она послужит Вам верой и правдой и не раз выручит в сложных ситуациях!
Как выбрать спальный мешок?
Всем известно какую важную роль играет в жизни человека сон. Особенно полноценный отдых необходим в непривычных, или экстремальных условиях. Под это определения вполне подходят туристские походы, спортивные экспедиции и даже просто выезды из дома с ночевкой в полевых условиях. Основой для комфортного сна в таких условиях является спальный мешок, но сейчас магазины и фирмы предлагают столь разнообразный выбор, что глаза разбегаются и очень хочется достигнуть некой гармонии между ценой и качеством и выбрать себе спальник, который послужит не один год, будет неприхотливым в уходе, а главное - комфортным.
В спальнике нет второстепенных деталей: важен и материал, из которого он сшит, и покрой, и наполнитель. По покрою существует несколько основных модификаций спальников: во-первых, это спальники-коконы, которые не могут быть разложены в одеяло, и во-вторых, - спальники-одеяла, которые в одеяла разложены быть могут.
В спальнике нет второстепенных деталей: важен и материал, из которого он сшит, и покрой, и наполнитель.
Какой спальник выбрать - дело личного вкуса, но заметим, что для выезда на недостроенную дачу на автомобиле больше подойдет спальник-одеяло, а для серьезных туристских походов, восхождений используются коконы. В них меньше теплопотеря и вес. Некоторые "экстремисты" используют короткий спальник до пояса, который называется "слоновья нога", а сверху одевают (или пристегивают) куртку.
По материалам спальники делятся на натуральные и синтетические.
Натуральные материалы, идущие на спальники, это обычно чистый хлопок, или хлопок в сочетании с чем либо. Такие спальники более тяжелые, легче впитывают влагу, менее износоустойчивые, и опять-таки более подходят для недальних поездках на машине, поскольку они просто эстетически более напоминают постель, более мягкие, приятные на ощупь, не шуршат, также они необходимы людям, страдающим аллергией на синтетику.
Синтетические спальники более легкие, более защищены от намокания, более износоустойчивые и их легче стирать, при этом они дороже спальников с использованием натуральных материалов. И наконец, основное деление спальников приходится на наполнители.
Первая группа - это спальники пуховые. Всем хорошо известны достоинства пуха, как утеплителя, но основным параметром выбора является качество самого пуха, а не его количество. Показателем качества пуха является степень его очистки и упругость, определяемая параметром Fill Power (объем в кубических дюймах, до которого восстанавливается предварительно сжатая 1 унция пуха). Качественный пух имеет Fill Power от 600 и более. Также необходимо, чтобы это был обязательно пух водоплавающих птиц, поскольку такой пух имеет природную смазку, препятствующую впитыванию влаги. Пуховые спальники являются наиболее теплыми и практически самыми легкими, при весе от 900 до 1200 граммов в них комфортно при температурах ниже -30 градусов, насколько при таких температурах в принципе может быть комфортно. Увы, у пуха есть свои минусы. Например, невозможность использования в условиях повышенной влажности, поскольку несмотря на природную смазку, несмотря на специальные пропитки, пух отлично впитывает влагу и очень плохо сохнет. Поэтому для зимних походов по районам с умеренной влажностью пуховый спальник великолепен, а для других случаев необходимо выбирать другие наполнители.
Синтетические спальники более легкие, более защищены от намокания, более износоустойчивые и их легче стирать.
Синтетические наполнители тоже можно разделить на две основные группы - это синтепон и полые силиконовые волокна.
Синтепоновые спальники наиболее известны у нас в стране. Они самые дешевые, рассчитаны на температуры до -5, максимально до -10 градусов, весят от 1100 до 2300 граммов и получили наибольшее распространение. В принципе, для походов по Карельскому перешейку летом, для водных походов, для летних походов по Кольскому полуострову, для сада и дачи вариант идеальный, что называется дешево и сердито. Основной недостаток синтепона - достаточно быстрая "слеживаемость", в результате чего через несколько лет спальник потеряет процентов 20 своих тепловых характеристик.
Все настойчивее в последнее время у нас (а на Западе - исключительно) заявляют о себе спальники с силиконовыми полыми внутри наполнителями. Они легкие (от 900 граммов), теплые (вплоть до -25 градусов), легко стираются, очень быстро сохнут, впитывают минимальное количество влаги. Подобные спальники практически не имеют недостатков, кроме относительно высокой цены, хотя цены постепенно падают с появлением новых, более дешевых технологий.
Наиболее известные и качественные торговые марки наполнителей - это Hollofil, Thermolite, Aerofiber от фирмы Dupont и Thinsulate от фирмы 3М.
Принцип сохранения тепла у этих наполнителей более или менее одинаков: в полой «макаронине» содержится воздух, который не дает Вашему теплу от Вас уйти. Отличаются эти материалы друг от друга по густоте, толщине волокон и количеству внутренних отверстий в каждом волокне.