ЕС подводит итоги первого года борьбы с пиратами Сомали [ Редагувати ]
Уже год Европа ведет борьбу с сомалийскими пиратами. 20 кораблей, вертолеты, более 1000 военных патрулируют Аденский залив, сопровождая торговые суда. Европейцы называют эту операцию "Аталанта". Судно, приближаясь к опасной зоне, регистрируется и получает военное сопровождение.
Благодаря этому резко сократилось количество пиратских нападений. Вполне возможно, и с судном Faina все могло быть по-иному, обратись Украина вовремя за помощью. Как европейцы защищают корабли от пиратов - Ирина Тымчишин.
Побережье Сомали - этот пейзаж Колин Дарч наблюдал с захваченного буксира полтора месяца. Вернувшись домой, написал на холсте.
Колин был одним из первых британцев, попавших в плен к сомалийским пиратам два года назад, когда морские разбойники в Аденском заливе только начинали свой злодейский промысел.
Капитан датского буксира Svitzer Korsakov, который следовал в Африку с продовольственным грузом, оставался заложником в течение 47 дней. Тогда именно Колин, находясь в плену, вел переговоры с судовладельцем об освобождении команды корабля. Он говорит, что первым делом судовладелец установил связь с родственниками заложников.
Колин Дарч, капитан буксира Svitzer Korsakov, бывший заложник пиратов:
- В Копенгагене был развернут специальный штаб - наш судовладелец нанял переговорщиков из Лондона. С моей женой, а также с родственниками других членов экипажа связывались ежедневно, сообщая все новости. Моей жене лично рассказал о захвате представитель Министерства иностранных дел Великобритании, заверив, что выкуп будет заплачен, и нас освободят.
Выкуп за Svitzer Korsakov составил 600 тысяч долларов. Когда возник вопрос, куда перечислять деньги, у пиратов не оказалось счета в банке. Передавали из рук в руки - для этого датская компания наняла бывшего сотрудника британских спецслужб.
Ирина Тымчишин, корреспондент:
- Политика Великобритании в отношении пиратов не всегда была однозначной. В период колониальных войн их поощряли и даже посвящали в рыцари. Вот этот корабль знаменитого капитана Дрейка до сих пор стоит на берегах Темзы как напоминание о тех временах. Сегодня Лондон приравнивает сомалийских пиратов к террористам. Именно в британской столице находится штаб, из которого управляют операцией в Аденском заливе.
На военной базе "Нортвуд" находится "мозговой центр" "Аталанты" - руководство европейской операцией по борьбе с пиратами. Дозор в Аденском заливе ведут около 20 кораблей, вертолеты и более тысячи военных из разных стран ЕС.
Впрочем, это не так уж и много для территории, в два раза превышающей площадь Черного моря. Операция стартовала год назад. Военные хвастаются результатами: прошлой осенью треть пиратских атак были успешными, сегодня же - только каждая восьмая. Усилиями "Аталанты" был создан международный транзитный коридор - охраняемая ЕС зона. Правда, в последнее время пираты захватывают корабли далеко за пределами коридора безопасности.
Джон Харбор, глава отдела по связям с общественностью антипиратской операции ЕС:
- Пираты стали осуществлять вылазки возле Сейшельских островов и дальше на восток к берегам Индии. Соответственно, мы тоже расширяем географию операции.
В рамках операции создан специальный интернет-портал. ЕС призывает зарегистрироваться на нем каждое судно, приближающихся к Африканскому рогу. 80 процентов кораблей, которые прибегают к помощи "Аталанты", проходят Аденский залив без особых проблем.
Джон Харбор, глава отдела по связям с общественностью антипиратской операции ЕС:
- После регистрации судовладелец получает специальный пароль и доступ к нашим ресурсам. С этого момента мы, по сути дела, ведем судно через Аденский залив и даем четкие инструкции, что нужно делать, если на горизонте появляются пираты. Прежде всего, необходимо быть начеку и вовремя заметить их приближение. Во-вторых, на борту следует поднять колючие сети. И, самое главное, - увеличить скорость до максимума, чтобы свести к минимуму возможность нападения.
По самому оживленному и с недавних пор самому опасному морскому маршруту - Аденскому заливу - ежегодно проходят 25 тысяч суден. В Нортвуде располагают данными о большинстве из них. О захваченном пиратами судне Ariana с украинцами на борту здесь давно ничего не слышали, а вот судьба греческого балкера Delvina с частично украинским экипажем известна. Пираты отвели корабль в порт Харадер, экипаж цел и невредим, уверяет Джон Харбор.
Он говорит, британцы попадают в заложники нечасто, потому что в Туманном Альбионе существует множество профсоюзов, защищающих интересы моряков.
"Наутилус" - одна из таких организаций, среди ее членов - более двухсот тысяч мореходов из разных стран. Здесь изучают степени риска для каждого судна, направляющегося к Африканскому рогу, оценивают способность экипажа отразить атаку пиратов. Идею оснастить моряков оружием руководитель "Наутилуса" не приветствует. Опасается, что это неминуемо приведет к кровопролитию. Говорит, решение проблемы нужно искать не на воде, а на суше.
Марк Дикинсон, генеральный секретарь морского профсоюза "Наутилус":
- Прежде всего, пиратов нужно вытеснить на берег, отрезать им путь к морю. А уже потом решать проблему отсутствия власти в Сомали. Этим должны заниматься ООН, ЕС и Международное мореходное бюро. В данной ситуацией с Ariana Украине было бы нелишне обратиться за помощью к этим организациям и даже прибегнуть к политическому давлению.
В Украине сейчас подумывают о силовом решении проблемы. По крайней мере, соответствующий законопроект в Министерстве иностранных дел уже разработали, передали его в Верховную раду и даже согласовали с Советом национальной безопасности и обороны. В законопроекте, кроме прочего, предлагается задействовать украинский спецназ в рамках программы ЕС по борьбе с пиратством.
Виктор Ющенко, президент Украины:
- Если возникнет необходимость направить воинский контингент, то это будет сделано. Под эгидой совместной международной операции Украина готова полностью имплементироваться в этот процесс.
Несмотря на усилия мирового сообщества, в 2009-м году количество нападений в Аденском заливе удвоилось. При этом в прошлом году за освобождение пленных пираты получили не менее 70 миллионов долларов. Куда идут полученные средства, спецслужбы лишь гадают, не исключая, что под прикрытием корсаров действуют более могущественные силы.
Колин Дарч, капитан буксира Svitzer Korsakov, бывший заложник пиратов:
- Я спрашивал у пиратов, финансируют ли они свое временное правительство или политиков в изгнании. Они отвечали - нет. Пиратство превратилось в очень прибыльный бизнес. Вполне возможно, что корсарами руководят крупные организации, которые финансируют и тренируют захватчиков, а потом получают свою долю.
Ирина Тымчишин, Сергей Дубинин, "Подробности недели", телеканал "Интер"