Мировая экономика на входе в штопор [ Редагувати ]

Чем дальше от даты 11 сентября, тем убедительнее становится ясно, что синусоидная кривая мировой экономики подошла к завершению своего очередного полного цикла, плавно войдя в новую волну спада. Об этом говорят биржевые и фондовые аналитики не только в США, но и в странах ЕС, Японии и Юго-Восточной Азии.
Ранее новая волна экономического кризиса отсрочивалась ФРС в сотрудничестве с центрабанками развитых стран с помощью различных конъюнктурно-монетарных манипуляций в глобализированной экономике. При этом для нас, в Украине, вопрос состоит в том, насколько все эти подвижки в ту или иную сторону скажутся на национальной экономике. Можно с уверенностью сказать, что с нашим уровнем интеграции в мировую экономику, нам не стоит опасаться вообще. Не склоняют к пессимизму и показатели национального рынка труда, развитие которого, если честно, можно в чем-то сравнить с тенденциями этого рынка в США до эпохи великой депрессии 1930-х.
Украинская экономика не является открытой, - Украина не член ВТО, а количество западных и восточных транснациональных корпораций не столь велико, чтобы они могли существенно "завалить" или наоборот поднять национальную экономику. Структура украинского экспорта-импорта свидетельствует о том, что мы более зависимы от России, чем ЕС, но даже эта зависимость не является критической. Таким образом, украинский внутренний рынок не является заложником тенденций в соседних геоэкономических зонах.
Поэтому у нашего государства кроме огромного количества негативных проявлений неучастия в глобализации (антидемпинговые процессы, квотирование экспорта, малые внешние рынки) есть и целый ряд позитивов, которые "фильтруют" обрушивающиеся на мир волны экономического хаоса. Украина от этого мирового кризиса может даже выиграть, если правильно распорядится своими ресурсами и благодаря внешнеполитическому ведомству будет проводить взвешенную внешнеэкономическую политику. Тем более на руку нам играет и то, что Россия кризисам Запада также подвержена в довольно ограниченной мере, что для нас языком прикладных реалий означает стабильность на энергетическом рынке.
Интересным для нас является и вопрос того, как долго продлится грядущий мировой экономический кризис и каковы будут его масштабы. Относительно второго, то надежда на лучшее была похоронена вместе с тем, как не оправдали биржевых ожиданий курсы акций компаний IT-сектора. За ними начали "постепенно" сыпаться и производители "прозаичных" автомобилей, промышленного оборудования и товаром тяжелого машиностроения. Кажется, этот кризис может и не быть стремительным, однако то, что затяжным, - это наверняка.
Шок после терактов 11 сентября прошел, и США возвращаются к привычной жизни. Однако с избавлением от эмоций за океаном обнаружили, что на голых "чувствах" не выедешь, нужно смотреть в глаза правде: мир все больше боится нестабильности, сворачивается рынок привлечения инвестиций, в то время как крупные инвесторы конвертируют свои средства в желтый металл либо прячут "в чулку" до лучших времен.
При этом показательно, что около 18:00 по киевскому времени 06 ноября Центрабанк США объявил о понижении ренты на 0,5% - до 2,0%. Это уже третье понижение с 11 сентября сего года. Сейчас уровень ренты в США - самый низкий за последние 40 лет.