Украинские журналисты отмечают профессиональный праздник [ Редагувати ]
Украинские журналисты сегодня отмечают профессиональный праздник. Перед этими людьми стоит сложная задача - не пропустить новость, которая может стать сенсацией, изменить чью-то жизнь, сделать мир лучше. И доказать, что именно эта информация имеет право на жизнь. О репортерах из эпицентра событий - Светлана Чернецкая.
Это было 20 апреля двухтысячного. Дежурную съемочную группу - отправляют проверить информацию о якобы взрыве в Броварах. Но понять, что произошло - невозможно. В разрушенный дом не пройти, снимать запрещено. Эти некачественные кадры, сделанные без штатива и нечетко - в другом случае не пустили бы в эфир. Но тогда они были единственным доказательством трагедии. На них явно видно - так протаранить дом могла только ракета.
Владимир Карпенко, оператор:
- Сложно было уже, когда я вышел с кассетой с подъезда, на которой весь материал был, просто спокойно, не дергаясь, не переходя на бег, спокойно дойти до своей машины, сесть и уехать.
Из-за ошибки военных погибли три человека, жители целого подъезда остались без квартир. Тем не менее, Минобороны еще четыре дня опровергало версию об учебной ракете, которая случайно попала в жилой дом. Но чем больше эти кадры облетали мир, тем сложнее становилось армейцам отрицать очевидное.
Алексей Кашпоровский, журналист:
- Если бы тогда не Вова и не фотокор из Киевских ведомостей, то вполне возможно, что просто списали бы либо на взорвавшийся газ, могли бы списать, что это сдетонировала взрывчатка, какой-то любитель, на кого-то из покойников навесили, чтобы дело замять. Для военных это было невыгодно, да и для государства тоже - все-таки позор такой.
Никто не едет, чтобы погибнуть, самые отчаянные едут - чтобы сделать материал и вернуться. Последствия его риска - это едва заметное прихрамывание и ноющая боль в ноге. В 92-ом он одним из первых фотожурналистов отправился снимать военные действия в Приднестровье. Что это такое он не только запечатлел на пленке, но и испытал на себе. Пуля прошла навылет через ногу. По дороге в больницу Александр еще сделал десяток фотографий. Это профессия, а не героизм - говорит о тех событиях.
Александр Гляделов, фотограф-документалист:
- Ну, что считать риском… Вы пристегиваетесь в машине? По крайней мере когда я выезжаю куда-то, где более опасно, чем обычно, я знаю, зачем я еду, что я хочу сделать, а человек, который не пристегивается - ну.. трудно обьяснить.
Трудовая книжка - почти военный билет. Кроме Молдовы, он освещал военные конфликты в Нагорном Карабахе и Чечне. Делал репортажи из Сомали. Говорит, что это - опасная работа или стиль жизни - уже не разберешь.
Паника, крики о помощи и бездыханные тела. Добровольно она бы ни за что не согласилась освещать такие события. В Скнилов Люба, приехала, чтобы сделать сюжет об авиационном шоу, а пришлось - о величайшей трагедии.
Любовь Сорокина, бывший журналист:
- Перша помилка була в тому, що для хорошого сюжету я пропускала крізь себе весь негатив, я настільки співчувала тим людям, я настільки набиралася цього всього, що потім я не могла зі своїми емоціями впоратися. Вибудовувати певну межу, до якої я не можу пускати чужі емоції в свою душу. Це я навчилася вже після Скнилова робити, але після Скнилова я зрозуміла, що я не хочу займатися репортерством.
Люба до сих пор мучается вопросом - правильно ли она поступила: когда рассказывала с микрофоном в руке о трагедии, а не бросилась оказывать помощь пострадавшим.
Они видят намного больше того, что потом попадает в эфир. Они щадят чувства зрителей, когда самим уже не вернуть душевное равновесие. Но в то же время, именно журналисты первыми узнают о событиях, которые меняют планету, общаются с сильными мира сего и разделяют эмоции победителей.
Этот исторический момент - самое яркое воспоминание в журналистской карьере Сергея. Не забыл и то напряжение, которое висело в зале, пока Мишель Платини доставал конверт, и залп эмоций, когда вскрыл его. Но есть и обратная сторона медали репортерской работы - он даже не успел порадоваться за свою страну.
Сергей Ружицкий, спортивный журналист:
- Мені було необхідно скоординувати пряме включення і я ж намагаюся в одне вухо почути, що ж скаже Платіні, а з іншої сторони в мене телефон розривається - і кажуть де птс, і цей момент, коли Платіні дістає конверт, і там юкрейн-поланд, і я це чую, але я не був у цій ситуації, коли всі підірвались від радості,в захопленні, стрибають, обнімаються, аплодують, я був поза цим, вже так, на підсвідомості, мурашки пробігли по спині.
Осознание своей причастности к истории пришло уже потом - в самолете, по дороге домой. Но теперь, когда надевает эту футболку - настроение автоматически поднимается.
- Такий катарсис, цей момент - журналісти могли тільки мріяти про такі події.
Это был самый длинный репортаж в его карьере - 12 часов беспрерывной работы. Виктор комментировал прямую трансляцию из Верховной рады. Только вчера случился крах ГКЧП, а сегодня все зависит от украинских депутатов. Как мог, скрывал свое волнение и пытался быть беспристрастным.
Виктор Лешик, бывший политический журналист:
- Єдиний раз, коли я все-таки дозволив своїм людським емоціям взяти верх над собою, це була десь 17:42, коли було проголосовано постанову про проголошення незалежності України, я не витримав, і крикнув: Україно, вітаю, ти вільна.
Переломный этап. Он понял, что это было главное событие в его профессии. Оно оправдало все издержки работы, но именно тогда Виктор решил уйти из журналистики.
Нервная, опасная, жизнеутверждающая, эмоциональная и такая жизненная. Разная и всегда одна и та же - профессия репортер.
Светлана Чернецкая, София Гордиенко, Оксана Старенькая, Дмитрий Поденко, Подробности недели, ТК Интер