Великобритания приглашает Россию в НАТО [ Редагувати ]

Тони Блэр предложил странам НАТО наладить кардинально новые отношения с Россией в рамках альянса. Если Москва согласится, она будет иметь равные права с остальными членами альянса. В своем письме Блэр предложил коллегам по НАТО пересмотреть сами основы, на которых строятся сегодня отношения России с Североатлантическим альянсом.
В частности, по мнению британского премьера, следует отменить Постоянный совет, который был образован в 1997 году как консультативный орган, призванный содействовать диалогу между Москвой и Североатлантическим альянсом. Вместо него Блэр предлагает создать новый орган, заседания которого проходили бы чаще и в котором Россия получила бы те же права, что и 19 стран-членов НАТО.
Аналогичное письмо направлено Тони Блэром Владимиру Путину. В нем Москве предложено также пересмотреть свое отношение к блоку и принять участие в процессе сближения, который может быть начат уже в конце ноября. Таким образом, Москве предложено именно равноправное с другими членами блока участие в деятельности альянса.
Если Путин примет предложение Блэра и вместо Постоянного совета в Брюсселе будет в сжатые сроки создан новый совместный орган НАТО-Россия, Москва сможет уже в 2002 году принять полноправное участие в пражском саммите Североатлантического альянса, на котором будет решаться вопрос о дальнейшем расширении блока на восток. А именно, Москва сможет на равных с другими 16 странами-членами НАТО обсуждать и голосовать по вопросу принятия в блок балтийских государств.
Британские эксперты отмечают, что инициатива Блэра, скорее всего, вызовет дебаты не только вне альянса, но и внутри него, так как Россия до сих пор не проявляла заметного стремления стать членом Атлантического блока. Однако время для решительного шага по изменению сложившейся в Европе системы безопасности выбрано максимально удачно. После 11 сентября отношения России с западными странами и особенно с США, де-факто имеющими особое влияние на решения, принимаемые в НАТО, стремительно изменились. Обе стороны предпринимают шаги, свидетельствующие о стратегическом партнерстве.
Скорее всего, идея Блэра будет поддержана большинством членов альянса и в первую очередь странами, составляющими костяк НАТО - Францией, Германией и США. Голоса остальных членов безусловно важны, так как важные решения принимаются в НАТО на основе консенсуса, однако вряд ли по вопросу нового партнерства с Москвой возникнут непреодолимые разногласия с той же Чехией или Польшей. Всем в Европе очевидно, что если новый орган с участием России действительно будет создан, он сможет стать тем институтом, в рамках которого будет значительно проще решать вопросы безопасности континента - отслеживать нераспространение ядерных вооружений, создавать единую систему предупреждения и защиты от ограниченного ракетного нападения, проводить миротворческие операции, решать этнические конфликты. В перспективе, вполне возможна и военная интеграция.
Непредсказуемой остается пока лишь реакция Москвы. Дело в том, что, как следует из утечек в британские СМИ, Блэр предложил Путину равноправное партнерство, в том числе голос, равный голосу Британии или США в новом органе НАТО-Россия. Москва же до сих пор добивалась такого участия в делах альянса, чтобы ей принадлежало право блокирования основных решений, принимаемых Советом НАТО.