Есть ли в Украине пособники бен Ладена? [ Редагувати ]

Если кто-то в Украине думал, что глобальная кампания по борьбе с терроризмом - это что-то бесконечно далекое, не имеющее к нашей миролюбивой стране никакого отношения - на минувшей неделе смог убедится в обратном. Американцы ищут пособников бен Ладена по всему миру и ни для кого не делают исключений. К борьбе готовы присоединится и многие отечественные политики - в конце концов, предстать накануне выборов в образе некоего "комиссара Каттани с интерполовским ордером в руках" - далеко не худший PRовский ход.
Американцы ищут не только бен Ладена, и не только в Афганистане. После терактов в США Госдепартамент, министерства юстиции и финансов распространили четыре списка, в которых указано более двухсот лиц и 28 организаций, подозреваемых в связях с террористами. Ко всем странам-членам ООН руководство организации обратилось с настоятельной просьбой проверить в своих банках наличие счетов пособников главных врагов мирового сообщества и в случае обнаружения - блокировать их.
Несмотря на то, что имена, названные в перечне, спецслужбы решили не разглашать, некоторые фамилии, в основном арабские, в конце сентября все же появились в американской прессе. А на прошлой неделе черные списки Америки пополнились гражданами из стран Восточной Европы. В среду руководитель парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Юрий Кармазин заявил, что косвенно помогать террористам могли и граждане Украины. Для украинского МИДа это заявление оказалось довольно неожиданным. Дипломаты сообщили, что американцы действительно передали документ, который можно назвать списком "тридцати девяти". В него входят шесть организаций и 33 физических лица, но украинцев и украинских фирм в нем нет.
Сергей Бороденков, начальник пресс-службы МИД Украины (14 ноября 2001 года): "МИД Украины был проинформирован посольством США в Украине о приказе президента Соединенных Штатов... Министерство иностранных дел Украины не получало никаких обращений о предоставлении информации о гражданах Украины, якобы причастных к каким-либо действиям, связанным с террористическими актами".
Юрий Кармазин, председатель комитета Верховной Рады Украины по борьбе с коррупцией и организованной преступностью: "Есть список 39, есть списки, где больше ста человек. Из этих больше ста человек - есть и украинские фамилии, есть банки украинские, через которые проходят грязные деньги".
Юрий Кармазин назвал имена только двух людей. Это Александр Жуков и Леонид Минин. Обоих Интерпол подозревает в нелегальной торговле оружием. Минин, который в газете El Mundo упоминается как гражданин Украины и Израиля, в феврале этого года был приговорен в Италии к двум годам тюрьмы за контрабанду оружия и наркотиков.
Утверждают, что он контролировал поставки боевой техники в африканские страны. Правда, как заявил МИД Украины, Минин с начала семидесятых не является гражданином Украины, а с 1999 года въезд в страну ему запрещен. Другого подозреваемого - Александра Жукова - никто персоной нон грата не объявлял. Зато в Италии ему пришлось дать подписку о невыезде до тех пор, пока не завершится суд. По данным следователей, Жуков руководил операцией по отправке восьми партий оружия общим весом 13 с половиной тонн из Украины и Беларуси в Хорватию. Маршрут проходил через Одесский порт.
В то же время ни Жукова, ни Минина не обвиняют в том, что они были связаны с террористами непосредственно. Просто после того, как вооружение поступало в Хорватию или Африку, его вполне могли продать третьей стороне. И против кого сейчас используется вывезенный из Украины автомат Калашникова, сказать практически невозможно. Прекратить контрабанду оружия - одна из задач антитеррористической операции, проводимой Америкой и ее союзниками.
Зато найти доказательства того, что Украина причастна к укрывательству денег террористов, очень сложно. Равно, как относительно других стран СНГ. Дело в том, что главное для теневых структур - надежность банковской тайны. А о ней хорошо отозвался российский президент Владимир Путин на всемирном экономическом форуме в Москве.
Владимир Путин, президент Российской Федерации: "А она у нас есть?"
То же самое вполне можно сказать и о многих других пост-советских странах. Естественно, такие слова государственных лидеров не добавляют оптимизма порядочным клиентам банков СНГ, заставляют нервничать финансистов и своего рода гарантируют безопасность крупных сумм "грязных денег", принадлежащих, в том числе, и террористическим организациям.
Леонид Черновецкий, председатель правления "Правэкс-банка'': "Все мафии мира, в том числе и террористы, боятся стран СНГ как черт ладана. Особенно банковской системы, поскольку она у нас как во всех коррумпированных странах находится под контролем разных организаций неконституционно".
Правда, с другой стороны, финансовые структуры бывших советских государств вполне могли использоваться для заметания следов. Мол, никто не подумает, что террорист, находясь в здравом уме, решил положить крупную сумму в банк страны, где есть большой риск навсегда попрощаться с деньгами. Поэтому не исключено, что такие операции вполне могли проводиться.
Сергей Тигипко, народный депутат Украины, экс-президент КБ ''Приватбанк'': "Я вполне считаю, что это может быть и в банках СНГ, и в банках Украины. Часто банкиры сами не знают - чьи это средства, чьи средства проходят через банк. Банк не всегда может проконтролировать и идентифицировать эти средства".
В любом случае, в адрес Украины не раз звучали обвинения в отмывании "грязных" денег. Чего стоили только дела Лазаренко и Жердицкого, ставшие хрестоматийным примером для следователей и журналистов. Об этом намекали премьер-министру Кинаху и во время его последнего визита в Вашингтон - мол, неплохо бы заняться этими вопросами, учитывая ситуацию в мире. Поэтому Киеву пришлось действовать оперативно. На этой неделе Верховная Рада приняла - пока, правда, в первом чтении - закон, которой предусматривает меры по борьбе с легализацией преступных доходов. Документ предполагает создание контролирующего органа - Национального Агентства финансовой безопасности. Под его наблюдение попадут операции, сумма которых будет превышать либо 94, либо 47 тысяч гривен в месяц, в зависимости от условий сделки.
Юрий Кармазин, народный депутат Украины, автор законопроекта: "Если это еще наложится на закон, который предложил первый вице-спикер Виктор Медведчук - о контроле за доходами лиц, на которые уполномочены выполнять функции государства - они вернут Украине честное имя".
Впрочем, тотальный контроль над банками может иметь и обратную сторону. Кто гарантирует, что собранная информация о честных финансовых операциях будет использована исключительно для контроля - без передачи третьим лицам. Поэтому банкиры, которые фактически, должны забыть о словосочетании "банковская тайна", предпочитают о последствиях и не думать. Ведь даже один случай утечки информации может привести к закрытию клиентами счетов, а в последствии грозит и самым страшным для финансистов процессом - банкротством. Тем не менее, сказав "А", Киеву останавливаться уже не к лицу: после трагедии 11 сентября вопросы борьбы с терроризмом Украина поставила на одно из первых мест в своей внешней политике.
Теперь у украинского руководства есть два варианта. Первый - выполнить все требования, наступив на горло разветвленным преступным группировкам высшего уровня, что чревато угрозой для жизни. Второй - спустить все инициативы на тормозах, сделав вид, что прямое или косвенное пособничество террористам здесь не может быть, поскольку не может быть никогда. Но это чревато окончательной потерей и без того шаткого доверия Запада и перспективой оказаться на задворках Европы. Пока чаша весов склоняется в сторону опасного, но благородного дела.