В Израиле научились делать дороги из использованных шин [ Редагувати ]
В Израиле к чемпионату не готовятся. Но проблема качественного дорожного покрытия здесь тоже актуальна. И в стране начали необычный эксперимент. Здесь пытаются создать асфальт нового поколения, с помощью... использованных шин. Что в результате получилось - знает Сергей Ауслендер.
Все дорожные работы в Израиле ведутся по ночам, поэтому никто из водителей и не заметил, что стал участником научного эксперимента. Асфальт для этой трассы смешали с крошкой, полученной от переработки старой автомобильной резины. Ненужные покрышки превратились в полотно. Звучит, как фокус, но фокуса нет. Есть новая технология, которая позволяет избавляться от мусора и делать дороги более прочными.
В Израиле нет своей нефти, но есть месторождения полезных ископаемых. Вот они - тут тебе и железо, и текстиль, и "черное золото" - резиновая крошка. Сырье, у которого очень большое будущее. Именно такой материал идет на строительство дорог.
Назвать это производством, наверное, неправильно. Скорее, добывающее предприятие. Здесь старые покрышки в буквальном смысле разбирают на составные части. С помощью вот такой машины из них вырывают железную проволоку, она тоже пойдет в дело. После, уже очищенные от металла, колеса идут вот сюда в установку, похожую на гигантскую мясорубку. Она буквально пережевывает их, выдавая на гора резину грубого помола. Отсюда исходное сырье поступает в цех на полную переработку.
Офер Наари, руководитель производства:
- Технология управления нашим цехом на сегодня - самая передовая. Вот пульт, с которого можно следить за всеми процессами, происходящими на заводе. Виден каждый агрегат. Управляет циклом один оператор, а всего на заводе - с руководством и охраной - работает 25 человек.
Внутри цеха стоит оглушительный грохот, но Офер все же пытается объяснить нам, как все это работает. Вот машина, которая отделяет текстиль, он, оказывается, тоже входит в состав покрышек. Мелкий металлический корд сепарируют при помощи магнитов и уже чистая резина идет на окончательную переработку. Все идет в дело, от колес не остается буквально ничего, и ничего не пропадает.
Офер Наари, руководитель производства:
- Вот эти установки, что-то вроде огромного решета. Они измельчают резину на частички заданной величины. Для строительства дорог, например, идет крошка по 2 миллиметра. А для покрытия стадионов по стандартам ФИФА - миллиметр.
Экологическую пользу от этого проекта трудно переоценить. Хлам, которым завалена половина планеты, превращается в ценный материал. Каждый год в Израиле выбрасывают три миллиона автомобильных покрышек. И почти две трети из них попадают сюда, на этот завод. Большая часть опять вернется на дорогу, точнее в дорогу, уже в виде смеси асфальта и резины.
Макс Плитцер, разработчик технологии:
- Мы и сами не ожидали такого результата. Покрытие стало мягче для движения, но прочнее с точки зрения износа. Экологический аспект и вовсе трудно переоценить. На один километр уходит почти 2000 покрышек. Это отличный способ их абсолютной утилизации.
Если перефразировать известную поговорку про курицу и яйцо, можно задаться вопросом, а что было раньше - колесо или дорога. Так просто на этот вопрос не ответишь, но благодаря новой технологии колесо и дорога превратились в одно целое.
Сергей Ауслендер, "Подробности". Телеканал "Интер"