Финансировать закупку новых локомотивов Укрзалізницей должен консорциум банков - эксперты [ Редагувати ]
Объявленный Укрзализныцей тендер на закупку новой партии локомотивов может сопровождаться созданием лизинговой компании и ссудой нескольких банков. Такое мнение высказали эксперты инвестиционного рынка, комментируя намерение железнодорожного монополиста обновить свой парк в течение пяти лет.
На прошлой неделе Укрзалізниця подписала меморандум с предприятиями "Лугансктепловоз" и "Электровозостроитель" (Грузия) на создание и поставку ими 292 и 141 электровозов соответственно. В пятницу предприятие объявило, что открывает тендер на приобретение новых локомотивов в течение 2012-2016 годов. Генеральный директор железнодорожного монополиста Владимир Козак ранее заявлял о необходимости покупки 500 новых электровозов в течение пяти лет.
Эксперты рынка оценивают общий бюджет закупок в сумму до 28 миллиардов гривен, и для финансирования такого проекта «Укрзализныця» должна будет привлечь не один, а несколько банков.
Если кредитовать будут российские банки, то теоретически может возникнуть ситуация контроля над отечественными грузовыми перевозками российской стороной", - комментирует Александр Куксин, руководитель проектов аудиторской компании Kreston GCG. "Однако при кредитовании проекта банком, не входящим в группу "Трансмашхолдинг" ("Луганскотепловоз" является частью российского "Трансмашхолдинга" - Ред.), для российской стороны, скорей всего, будут стоять, в первую очередь, личные "шкурные" вопросы, а не тотальный контроль над украинскими грузовыми перевозками. С инвестиционной точки зрения, риски этого проекта в большой степени покрываются востребованностью услуг украинской железной дороги. Конечно, если проект будет финансироваться Европейским банком реконструкции и развития, то рискованность бизнес- модели будет минимизирована", - отметил он.
"Нормальным решением было бы провести диверсификацию инвестиционных источников, - считает Игорь Лавриненко, руководитель аналитического департамента "Реформаторского клуба". "Я думаю, что неплохо было бы использовать какую-то действующую лизинговую кампанию или создать под этот проект специальную компанию. Тогда банки профинансируют лизинговую компанию, которая закупит локомотивы и передаст Укрзалізниці в лизинг. Это уменьшит финансовые риски для Укразалізниці и бюджета", - отметил он.
По мнению экономиста Виктора Лисицкого, для банков сейчас самым важным является фактор сроков возврата средств. "Я думаю, что кредиты на такие проекты должны быть максимально пролонгированы. Это позволит вернуть деньги за счет прибыли от эксплуатации новой техники. Среди банков, которые могли бы это финансировать, должны быть и украинские, и российские, и европейские банки", - отметил эксперт.