Явлинский о деле ЮКОСа [ Редагувати ]

Председатель либеральной партии "Яблоко" 41-летний Григорий Явлинский, бесспорно, является самым "западным" человеком среди российских политиков. Во времена Ельцина он критиковал захват "олигархами" приватизированных природных ресурсов. Но его партия и сама получала щедрые субсидии от главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.
По признанию самого Явлинского, эта помощь составляла около половины бюджета "Яблока". Несмотря на лихорадку предвыборной кампании, в которой его партии готовы оказать поддержку лишь 6% россиян, он нашел время для беседы с корреспондентом Liberation, чтобы изложить в ней свое видение происходящих событий.
- Было ли хорошей идеей принимать Путина в Риме и Париже в разгар скандала вокруг ЮКОСа?
- Увидеться с Путиным - всегда хорошая идея, если это делается для того, чтобы провести с ним открытую и откровенную дискуссию. Но нужно остерегаться от поддержки в России тех сил, которые хотят заставить его отвернуться от Запада. Именно эти силы подтолкнули его на арест Ходорковского. Те же самые люди - в министерстве иностранных дел и в спецслужбах - говорят о нашей "евразийской ориентации": они пытаются, насколько это возможно, отдалить Россию от Европы. Именно от них исходит настоящая угроза.
- Не разочарованы ли вы вялой реакцией европейских стран, особенно Франции, на арест Ходорковского?
- Нет, ибо Запад уже настолько приучил нас к своей Realpolitik в отношении России, что реальной реакции я от него не ожидал. Впрочем, Путин не так уж и нуждается в поддержке Запада: за ним стоят 60-80% российских избирателей!
- Как вы расцениваете это дело ЮКОСа? Действительно ли Путин "дергал за ниточки", и если да, то почему?
- Чтобы понять, что сегодня происходит, нужно знать, что система полукриминального капитализма, сложившаяся при Ельцине, за последние четыре года - то есть при Путине - только укрепилась. Бизнес и политическая власть стали как сиамские близнецы. Если вы хотите открыть маленькое дело, вам нужно договорится с местными властями. Если вы хотите открыть большое дело, договариваться нужно уже с центральной властью.
Ходорковский пострадал за то, что он поддерживал оппозиционные партии, в том числе нашу. Но прежде всего - за желание сделать свою фирму "прозрачной", чтобы она могла больше не играть в эти игры с властью и, может быть, слиться с иностранными партнерами. То, что случилось с ним, ежедневно случается во всех российских городах с тысячами людей. Нужно разрушить систему, а не просто заменить одного олигарха другим, как это сейчас делается.
- Придя к власти, Путин объявил о намерении начать борьбу с олигархами. Неужели за четыре года его президентства никаких улучшений не произошло?
- Нет, в этом плане Путин не сделал ничего существенного. В России до сих пор действуют сталинские методы управления.
- Может ли Ходорковский выступить на президентских выборах в марте 2004 года в качестве единого кандидата от оппозиции, как об этом поговаривают в Москве?
- Говорить об этом сейчас значило бы лишь осложнять его положение. Об этом мы побеседуем, когда он выйдет из тюрьмы.