Украинское село вымирает [ Редагувати ]
Без наводнений и прочих катаклизмов исчезает украинское село. В Харьковской области десять сёл признали вымершими. На севере страны люди массово покидают обжитые места и переезжают в города. За год в Украине исчезает около 20-ти деревень. Вырвавшись в город, где комфорт и тепло, мы лишаем себя не только детских воспоминаний, но и возможности вернуться туда. В вымирающих сёлах побывал Дмитрий Евчин.
Село Овдиевка, Полтавская область.
Это дорога в "никуда". Ведь даже таблички "Овдиевка" уже нет. Под толщей снега - десятки домов. Без окон, дверей, и с дырявыми крышами. Во дворах - заброшенные погреба и сараи для скота. Как зона отчуждения, только без радиации.
Дмитрий Евчин, корреспондент:
- В советское время в селе Овдеевка Полтавской области кипела жизнь. Здесь было зажиточное хозяйство и образцово-показательный колхоз. Сейчас в селе живёт всего лишь два человека. Остальные перебрались поближе к цивилизации.
В 50-е здесь были конюшни, свиноферма и птицеферма, собственная водонапорная башня, детский сад и начальная школа. Раз в неделю в клубе "крутили кино". Тогда в Овдиевке насчитывали полсотни дворов и почти триста человек. Сейчас первый и единственный парень на селе - Юрий Грыпась. Кроме него с супругой - ни души.
Юрий Грыпась, житель села Овдиевка (Полтавская область):
- А кого тут боятися. Це якби бізнесмен був чи який міліардер, то може приїхали б бандюки. А чого за мной їхати.
У местного "робинзона" дел невпроворот и зимой, и летом. У Юрия большое хозяйство - индюки, куры, гуси. А ещё кролики и козы. За провизией и пенсией мужчина ездит в соседнюю деревню на стареньком "Москвиче".
Юрий Грыпась, житель села Овдиевка (Полтавская область):
- Хліб? Якщо дорога є, то їздимо. Ну якщо замете були ото зими, що замітало страшне, то печемо, жінка пече.
Если нужно врачу показаться - тоже за руль. Правда, на здоровье Юрий не жалуется, даже медицинской карточки у него нет. Об отшельнике не забывает Валерий Ритченко - председатель села Исковцы, к которому относится обезлюдевшая Овдиевка. Летом он организовывает "день села". Тогда собираются овдиевцы, навсегда покинувшие родину.
Руслан Ритченко, председатель села Исковцы (Полтавская область):
- Відповідно до законодавства, якщо на території населеного пункту проживатиме хоча б одна особа або буде зареєстрована, то село буде співіснувати, можна сказати.
Село Гутище, Черниговская область.
Деревня Гутище в черниговских лесах, отрезана от цивилизации. Хорошей дороги здесь не было никогда. Добраться можно только на спецтранспорте, то есть УАЗе. Или же как местные - на велосипеде с санями вместо прицепа. Самый хозяйственный человек в Гутище - Леонид Терещенко. У него есть чёрная корова Снежинка - единственная в селе - и даже трактор. Пенсию мужчина забирает в соседней деревне, в семи километрах от дома.
- Ну как? С хлебной машиной поехал, а там пешком пошёл. Чего там?
Из благ цивилизации у Леонида только свет. Еду он готовит в печи, а из картофеля сам делает крахмал. Рассказывает - раньше из Гутища сплавляли лес по реке, процветала рыболовецкая артель. Здесь жили 200 человек, было много молодёжи. Сейчас - только пенсионеры, и тех не больше двадцати. Сегодня в деревне праздник - бизнесмен из райцентра привёз продукты. Раз в неделю в Гутище доставляют хлеб и приезжает фельдшер. Даже если лекарства нужны срочно - все равно приходится ждать.
Николай Горилык, житель села Гутище (Черниговская область):
- Заказуй і вона через тиждень чи через два тижня привезе. Вони вже не треба ті таблетки ілі вмер, ілі шось таке.
Вот всё, что осталось от местного клуба, раньше были баня, школа и магазин. Такие условия молодёжь не прельщают - уроженцы Гутища уже давно перебрались кто в Чернигов, кто в Киев.
Село Коблицкий лес, Киевская область.
Это место всего в 65-и километрах от Киева. Но именно близость столицы погубила деревню Коблицкий лес. Сейчас здесь зарегистрированы два человека. Один из них общаться с нами наотрез отказался, мол, очень занят. Второй лишь выглянул из-за двери, чтобы поговорить с журналистами.
- Вже я розказував, більше не буду.
Вот так в Коблицком лесу живут рыжий кот и два человека. В сельсовете нам рассказали, что раз в неделю к отшельникам приезжает автомагазин, пенсию привозит почтальон. Киевским дачникам деревня не интересна, поэтому население здесь не увеличивается.
Алексей Рогожин из Института демографии рассказывает - ежегодно с карты Украины исчезает 20 сёл. Больше всего деревень вымирает в Черниговской, Полтавской и Сумской областях. Этот регион отечественные демографы назвали "бермудским треугольником". И прогнозы учёных отнюдь не радостные.
Алексей Рогожин демограф, доктор экономических наук:
- Найгірший варіант село, як українське традиційне село, як резервація на виживання - на вимирання. Поряд закладаються нові населенні пункти, де сучасні сільські робітники і інженери поступово займають ці території.
Как вернуть людей в сёла уже решили в Министерстве агрополитики. Семьям, так и не сумевшим прижиться в мегаполисах, нужно предложить добровольное переселение, считает Ирина Синявская. Эту программу, обещает чиновник, должны реализовать в ближайшее время.
Ирина Синявская, директор госучреждения агрообразования Министерства агрополитики Украины:
- Держава допоможе їм отримати ресурси, перший поштовх для доступного кредиту під доступні проценти, дасть житло і навіть допоможе розпочати своє виробництво. Ми думаємо, що таким шляхом можна піти на відродження цих територій.
Уже сейчас селянам предлагают объединяться в кооперативы, дают дотацию на покупку скота и доильных аппаратов. Но старикам это уже неинтересно, а удержать молодежь в селе так и не удаётся. Отпугивает отсутствие инфраструктуры, перспективы и стабильного заработка. Вот и получается, что города распирает от наивных сельских гастарбайтеров, а глубинка вымирает. За годы независимости в стране исчезло уже 400-а деревень.
Дмитрий Евчин, Кирилл Евсеев, Леся Комарницкая, Алексей Шматов. "Подробности недели", телеканал "Интер"