Поляки и украинцы смотрят в будущее со смешанными чувствами [ Редагувати ]

После расширения в сторону востока внешние границы ЕС передвинутся на 600 километров. Главное бремя пограничного контроля, которое несли прежде Германия и Австрия, ляжет на Польшу. Протяженность границы с российским эксклавом - Калининградской областью, - Белоруссией и Украиной составляет более 1200 километров. Чтобы развеять страхи по поводу того, что граница может оказаться проходным двором для контрабандистов, угонщиков автомобилей, наркоторговцев и террористов, Варшава пытается ее соответствующим образом оснастить. Польша с помощью Брюсселя увеличила число контрольно-пропускных пунктов, численность персонала, обеспечила их современной техникой.
Словно цитадель возвышается построенный четыре года назад на польской границе КПП. Заместитель начальника КПП с гордостью демонстрирует автопарк с внедорожниками, снегоходами, приборы ночного видения. Сначала сотрудникам приходилось сталкиваться с организованной нелегальной переправкой людей через границу. Нелегальные эмигранты, главным образом из Ирака, Индии, Бангладеш и Вьетнама. Усиление контроля привело к тому, что теперь они пытаются избегать этого района. Сейчас попадаются отдельные нелегалы в основном из Чехии и России.
Где бы в мире ни возникали конфликты, их жертвы рано или поздно оказывались в Любляне, говорит директриса Центра для беженцев Виолетта Кеджирска. Три четверти его постояльцев - беженцы из Чечни. Разочарование велико, многие уходят из Центра, не имея определенной цели, еще до принятия решения о предоставлении убежища. "Для них Польша всего лишь остановка на пути на Запад", - считает директриса. В этом ничего не изменится и после вступления Польши в ЕС: "Для украинцев и белорусов это уже был бы золотой Запад, для беженцев Польша - редко цель их мечты".
Восточная Польша остается заманчивой, прежде всего, для мелких торговцев, терпеливо стоящих в своих разбитых "Ладах" в очередях на пограничном переходе. Почти каждый четвертый житель приграничного города Пшемышль живет за счет приграничной торговли. Со времени введения визового режима дорога для украинцев закрыта, вздыхает женщина, торгующая одеждой. "Мне ЕС пока совсем не нужен", - жалуется женщина.
Официально безработица в Пшемышле составляет 22 процента. С тех пор, как Пшемышль был лишен в 1998 году статуса административного центра воеводства, были ликвидированы не только многие административные учреждения, но и закрыты представительства фирм, поясняет служащая Ивона Ливен. Она видит в расширении ЕС больше минусов, чем плюсов. Украина, по ее словам, это огромный рынок. "Мы в Пшемышле могли бы помочь западным фирмам освоить этот потенциал. Но многое будет зависеть от того, как будет развиваться в будущем торговля ЕС с Востоком". Украина - это часть Европы, агитирует коллега Ивоны Барбара за активизацию контактов. Она часто бывает в западно-украинском городе Львове, который находится всего лишь в 80-ти километрах: "Люди там хотят перемен. Мы должны помочь им, а не отделяться".