Транзит нефти через Батуми резко сократился [ Редагувати ]
Конфликт между Грузией и автономной республикой Аджарией, приведший к закрытию границы между ними, создает проблемы с поставками транзитной нефти в порт Батуми, сообщил источник в правительстве республики.
Участок маршрута Баку-Батуми является составной частью транспортного коридора TRACECA (Европа-Кавказ-Азия).
По сообщению источника, в настоящее время аджарская сторона принимает только часть груза, остальную нефть грузинская сторона переливает в свои свободные емкости, чтобы поставка нефти по железной дороге не прекращалась.
В середине марта этого года административная граница между Грузией и Аджарией уже перекрывалась, в результате чего и отправители, и транзитные страны понесли большие потери.
Через порт Батуми отгружается в основном сырая нефть, которая составляет около 80% общего транзита. Нефтепродукты переваливаются в порту Поти, который находится на территории Грузии.
Посол Грузии в Баку Зураб Гумберидзе заявил журналистам во вторник, что проблемы с транзитом являются временными.
"Что касается транспортировки грузов через Батуми, то мы надеемся, что проблемы скоро завершатся. Но даже если здесь будут какие-то моменты, то все грузы могут совершенно беспрепятственно проходить через порт Поти", - сказал дипломат.
По его словам, ситуация в Аджарии не повлияет и на ход строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). "Маршрут трубопровода проходит далеко от Аджарии, и никакие моменты не могут повлиять на ход строительства", - сказал он.
В прошлом году по транзитному маршруту через территорию Азербайджана и Грузии прошло порядка 12 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана. В среднем ежемесячно транспортируется порядка 1 миллиона тон нефти и нефтепродуктов. Стоимость перевозки одной тонны нефти по территории Азербайджан составляет около 9 долларов, а по территории Грузии - около 10 долларов. Порядка 6 долларов составляет транспортировка нефти и нефтепродуктов через Каспийское море танкерами Каспийского морского пароходства (Азербайджан).
Ранее глава Каспийского морского пароходства Айдын Баширов сказал журналистам, что после мартовского конфликта некоторые перевозчики до сих пор не решаются полностью возобновлять транспортировку грузов по этому транспортному коридору. Они предпочитают перевозить грузы через иранский порт Нека и российскую Махачкалу. Новые проблемы, таким образом, вновь ставят под сомнение безопасность и стабильность транзитного маршрута транспортировки нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана по территории Азербайджана и Грузии.
Стоимость проекта строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан составляет 3,6 миллиарда долларов США. Протяженность нефтепровода составит 1,767 тысячи километров, из которых 443 километра пройдет по территории Азербайджана, 248 километров - по территории Грузии, 1,076 тысячи километров - Турции. Пропускная способность нефтепровода составит 50 миллионов тонн нефти в год.
Участниками проекта по строительству и эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан являются BP (30, 1% долевого участия), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Eni (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%), TotalFinaElf (5%) и Amerada Hess (2,36%).