Виртуальная доза [ Редагувати ]

Это одна из самых новых зависимостей. Она напрямую связана с научно-техническим прогрессом и определяется взаимодействием человека и компьютера. Наиболее распространены три вида деятельности, связанной с применением компьютера. Это коммуникация (общение), развлечение (игра) и получение информации (познание). Все эти виды деятельности могут привести к формированию соответствующих зависимостей и изменений личности. Это так называемая игровая наркомания, интернет-аддикция. С каждым днем всё больше людей (особенно детей) становятся зависимыми от компьютерных игр. 10% детей в возрасте 12-15 лет играют в компьютерные игры 30 часов в неделю. На друзей, учебу у них не остается сил и времени. Подобно наркоманам, каждый день они "получают дозу" виртуальной жизни...
Многие люди, имеющие серьёзную зависимость от компьютера, достаточно спокойно относятся к происходящим с ними изменениям. Их окружающие считают, что чрезмерное увлечение компьютерами - проявление "плохого характера". Также нередко и те и другие принимают очевидные проявления зависимости за "обретение места в жизни".
Когда главным занятием становится игра на компьютере, можно говорить о зависимости человека от компьютерных игр. Все другие действия связаны с удовлетворением элементарных потребностей (какое-нибудь питание, немного сна, крыша над головой). Все потребности удовлетворяются ровно настолько, чтобы можно было выжить и дальше играть. Во имя этого занятия человек намеренно сокращает круг общения, оставляя в нём только тех, кто так или иначе связан с компьютером.
Что бы ни говорили разработчики компьютерных игр, но далеко не всем геймерам идет на пользу их увлечение. У большинства имеются проблемы в общении, сексе, личной жизни, многие крайне неудовлетворенны собой внутренне при внешней задиристости и эпатирующем поведении. Почти все не имеют иного смыслы в жизни и иных ценностей кроме игры в виртуальном мире компьютера. Решая проблемы "спасения мира от гибели" в виртуальной реальности, игрок нередко приобретает проблемы в настоящей жизни.
Наиболее опасны с точки зрения зависимости игры, где человек берёт на себя роль героя игры, особенно роль от "первого лица". Подобная игра предусматривает перевоплощение в некий виртуальный, не существующий в реальности образ. За счёт этого она в наибольшей мере позволяет "погрузиться" в виртуальный мир, покинуть мир реальности. При такой игре наблюдается максимальная интеграция с компьютером. Такой уход из реальности оказывает наибольшее влияние на личность игрока. В случае зависимости это приводит к утрате личностной целостности. Человек отождествляет свои цели с целями персонажа игры и позволяет достичь комфорта и удовольствия только в случае игры, то есть при выполнении задач компьютерного персонажа.
Зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность.
Зависимость от игр приводит к более глубоким изменениям личности, чем компьютерные зависимости другого рода (интернет-аддикции, хакерство). Она может быть равна с ними по силе (в смысле "тяги" к компьютеру). Но, в любом случае такая зависимость превосходит другие компьютерные аддикции по степени отрыва от действительности, бесцельности и бессмысленности для реальной жизни задач зависимой части.
Крайне редкие аркады, квесты можно также отнести к наиболее опасным. Однозначно не относится ним основная масса логических и требующих размышления игр (за исключением стратегий) - шахматы, старые игры типа Тetris, имитаторы азартных игр (карточные игры и т.д.).
В "стрелялках" игрок видит происходящее на экране компьютера "глазами персонажа", так же, как если бы он был на его месте, в реальности игры. Это полностью устраняет границы между личностью игрока, его внутренним миром и "виртуальной психикой" персонажа, его зрением, слухом, прочими чувствами. Это способствует полному вхождению в роль, отстранению от реальности и погружению в виртуальный мир через некоторое время после начала игры. У таких игр больше всего выражена сила "вхождения" в игру. Человек может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и считать своими действия персонажа. Сюжет игры полностью подменяет планы его жизни.
У мужчин игровая зависимость тяжелее, злокачественнее. Известно, что мужчины играют в компьютерные игры больше и чаще женщин. Также очевидно, что у них чаще формируется зависимость. Возможно, это связано с несколькими факторами:
-
Большинство компьютерных игр создано мужчинами и учитывает, прежде всего, потребности и психологию мужчин.
-
В обществе имеется ограничивающее убеждение, что любые игры, спорт - средства досуга исключительно для мужчин.
-
Компьютерные игры требуют пространственных навыков, которые изначально более развиты у мужчин. Поэтому мужчины быстрее и чаще получают вознаграждение от игры в виде победы, набора очков, что стимулирует их к продолжению игры, увеличивая в большей степени риск зависимости.
-
Проблемы мужчин имеют более выраженную способность компенсироваться компьютерной зависимостью.
-
Компьютерные игры не вызывают какие-то действия в реальной жизни, они выводят человека из реальной жизни, заменяя её суррогатом виртуальной жизни.
Продолжение следует...