Накануне выборов на ЦИК оказывается давление [ Редагувати ]

Политолог Николай Томенко предполагает, что в парламент попадут шесть партий и блоков - "Наша Украина", коммунисты, "Женщины за будущее", ПЗУ, "За единую Украину!" и объединенные социал-демократы.
В то же время эксперты центра Разумкова уверяют, что счастливчиков будет семь. За "Нашу Украину" в январе были готовы голосовать чуть больше 19 процентов (19,2%) опрошенных, Компартию - 16,5, "Женщин за будущее" - 6,1%, СДПУ (О) - 5,6, зеленых - 5, "За единую Украину" 4,9%, и БЮТ поддержали бы 4,2% респондентов.
Не менее интересными кажутся и личные показатели политиков, баллотирующихся по спискам партий и блоков. Лидером доверия уже который месяц остаётся Виктор Ющенко, действия которого полностью поддерживают более 27% опрошенных. В то же время, достаточно быстро набирают вес нынешний премьер Анатолий Кинах - второй номер в списке "заединщиков" - более 18 - 18,4% и председатель СДПУ(О) Виктор Медведчук - 10%. Лидеру коммунистов доверяют 15 процентов опрошенных, социалистов - чуть больше 9 (9,1).
На минувшей неделе оказалось, что результат выборов зависит не только от доверия граждан и задумок политтехнологов, но и от умения кандидатов правильно заполнять документы. Попытка КПУ зарегистрировать свой список закончилась тем, что Центральная избирательная комиссия отсеяла сразу 73 претендента. Причём, оказалось, что не всё в порядке с документами у поэта Бориса Олийныка, актрисы Валерии Заклунной, бывшего спикера Александра Ткаченко и экс-форварда "Динамо" Олега Блохина. Последнему вообще на минувшей неделе не везло. И ЦИК бумаги Блохина не принял, и руководство греческого клуба "Ионикос" его уволило с обидной формулировкой - дескать, "клубу он больше ничего дать не может". Михаил Рябец, правда, утешил коммунистов - неточности в документах еще можно исправить. Но времени для этого не так уж и много.
Когда речь идет о выборах, политики забывают обо всем. Все мысли, все усилия сосредоточены на победе. Любой ценой. Во время предвыборной кампании лучшего места для заявлений, чем парламентская трибуна, не найти. Верховная Рада, куда устремлены взоры всех участников гонки, уже давно стала многополярным предвыборным штабом. Пока активнее всех используют свое депутатское положение коммунисты. Во вторник вождь КПУ Петр Симоненко обвинил главу Центризбиркома Михаила Рябца ни много, ни мало в пособничестве американским спецслужбам. И тут же заявил, что ЦИК нарушила закон о выборах при формировании руководства окружных комиссий.
Петр Симоненко, лидер КПУ: "Ввиду того, что Рябец своей проамериканской заангажированностью показал, что он не может вести политически беспристрастное руководство избирательным процессом, принять меры к его смещению с поста председателя центральной избирательной комиссии".
Михаил Рябец, председатель ЦИК: "Цi всi звинувачення, якi лунають на адресу Центральної виборчої комiсiї збоку окремих полiтичних партiй особисто я розглядаю як елемент полiтичної боротьби - як елемент чорного Пі-Ару з тим щоб привернути увагу до себе i звинуватити Центральну виборчу комiсiю у тих порушеннях, якi вона не вчиняла".
В Центризбиркоме сообщили, что американские гранты на техническую поддержку выборов поступали и во время предыдущих кампаний, только тогда это почему-то не вызывало возражение. А руководство комиссий, по словам Рябца, формировали, исходя из профессиональных качеств претендентов. И если при рассмотрении кандидатур, их квалификация оставляла желать лучшего - теперь партии могут пенять на самих себя и свою кадровую политику.
К тому же за первую неделю 12 членов комиссий, 4 председателя, 8 заместителей и 16 секретарей из разных регионов прислали в Центризбирком заявления об отставке. Причем все уволившиеся представляют 23-и партии - практически весь политический спектр. Причины, по которым люди отказались от такой почётной работы, заставили Михаила Рябца вообще усомниться в честности участников выборов.
Михаил Рябец, председатель ЦИК: "Мають мiсце випадки, коли у заявах громадяни повiдомляють про те, що згоди на представництво у складi окружних виборчих комiсiй жоднiй партiї не давали. Таким чином, зараз вирiшується питання про можливi факти фальсифiкацiї документiв окремими полiтичними партiями, якi наданi центральнiй виборчiй комiсiй".
Что может последовать за фальсификацией документов на выборах, можно узнать, открыв специальную часть уголовного кодекса. И тогда снятие партии или блока с регистрации может показаться их лидерам вполне счастливым финалом кампании. Впрочем, дело не только в отказниках. Комитет избирателей Украины, к примеру, утверждает, что рекомендации партий во многих случаях были обычной формальностью.
Игорь Попов, глава комитета избирателей Украины: "Не всі члени окружних комісій будуть представляти інтереси партій, які їх туди подали, відтак ставиться під сумнів збалансоване представлення всіх політичних сил в комісіях, а значить об'єктивність їх рішень. Процес формування ОВК дає підстави спрогнозувати велику кількість зловживань і порушень під час формування дільничних комісій".
К созданию участковых комиссий власть на местах традиционно проявляет повышенное внимание. Равно как и реально претендующие на победу партии и блоки. Ведь именно участковые комиссии будут считать бюллетени вечером 31 марта. Правда, одни политические силы намерены использовать участки для воплощения сталинского принципа "не важно кто голосует", а другие попытаются всеми силами этому противостоять. Впрочем, идёт не только подковерная борьба за влияние на комиссии.
Агитация, вроде бы запрещенная до 9 февраля, ведётся совершенно открыто. Как в селах и маленьких городах, так и в Киеве, Харькове, Донецке. Разумеется, действия чиновников не остаются без внимания. В Центризбирком поступают жалобы о нарушениях закона. Их сейчас проверяют.
В последние время из областей в Центральную избирательную комиссию поступают очень тревожные сообщения. Михаил Рябец говорит, что ему на стол положили ряд заявлений от членов окружных избирательных комиссий. Они утверждают, что на них совершается давление. Более детальной информации Центризбирком не предоставляет - до проверки фактов. Однако уже сам факт таких обращений свидетельствует о том, что в регионах становится все более неспокойно.