"Разбор полетов" или украинская политика после кассетного скандала [ Редагувати ]

Известно немало случаев, когда в ту или иную партию людей записывали едва ли не насильно - или наоборот - требовали выйти из партии, которая не нравится местному руководству. Те, кто не поддавался такому давлению, очень часто оставались без работы. И не только. Всего один пример - члену Иршавского горисполкома, председателю управы Украинского Народного Руха Ярославу Гудю неоднократно угрожали, а на минувшей неделе сожгли его автомобиль.
Можно, конечно, назвать это случайностью, если бы на прошлых выборах такая же участь не постигла машину председателя Иршавского избиркома. Такие вот предвыборные технологии используют в центре Европы.
О политтехнологиях на минувшей неделе много говорили и в столице. Киевский градоначальник даже потребовал выгнать из страны всех зарубежных технологов, а заодно отсудить пару миллионов у средств массовой информации, обнародовавших фрагменты его беседы с экс-премьером. Напомню, что Александр Омельченко и Виктор Ющенко обсуждали по телефону ход операции по смещению со своего поста первого вице-спикера Верховной Рады, причем тон разговора больше напоминал диалог начальника с нашкодившим подчиненным. Омельченко, конечно, льстит, что его фамилия упоминается рядом с именами Ющенко и Медведчука, но искушение наказать нелюбимые СМИ, похоже, слишком велико. В четверг на квартире Дмитрия Понамарчука уже произвели обыск. А в самой кассетной истории появились новые персонажи.
В условиях запрета на предвыборную агитацию так называемый кассетный скандал - 2 стал для украинских политиков отличным способом заявить о себе. И о своих политических конкурентах. Более того, у Дмитрия Понамарчука появились первые последователи.
Ещё на минувшей неделе версия министра внутренних дел - мол, "участники обнародованного разговора могли сами себя записать", выглядела несколько экзотично. Но в понедельник оказалось, что в Украине накануне выборов возможно всё. На сайте MIGnews.com.ua, а затем - в газете "Столичные новости", владельцем которых называют Вадима Рабиновича, появилась расшифровка телефонного разговора Понамарчука с самим Рабиновичем.
Суть беседы - Вадим Зиновьевич объясняет Дмитрию Митрофановичу, а заодно читателям газеты и сайта, что к кассетному скандалу номер два не имеет никакого отношения. Дмитрий Понамарчук говорит, что подобный разговор действительно имел место и его насторожили как длинные монологи собеседника о собственной порядочности, так и многочисленные нецензурные вкрапления. Поэтому сам он был немногословен. Что называется, как чувствовал.
Дмитрий Понамарчук, журналист: "Я просто вам скажу, що я примусив себе вислухати нісенітницю, яку ніс Рабіновіч. Я не збирався вступати з ним в жодні суперечки".
Сам Рабинович не скрывает, что публикацией доволен. Хотя и уверяет, что записывал разговоры не он.
Вадим Рабинович, президент медиа-холдинга "MIG": "Сказать, что я недоволен тем, что появилась плёнка, я не могу. Сказать, что я доволен, что прослушивается мой кабинет, я тоже не могу. Тем не менее - право журналистов размещать ту информацию, которую они считают нужной".
Кстати, в разговоре с Понамарчуком - случайно или специально - Рабинович несколько раз подчеркнул, что симпатизирует Омельченко и Ющенко, поддерживал Рух еще во времена Чорновила, а сейчас оказывает содействие блоку "Народный Рух". Впрочем, сами лидеры НРУ - Богдан Бойко и Георгий Филипчук придерживаются другой точки зрения на "право журналиста размещать ту информацию, которую он считает нужной". О чём заявили в тот же понедельник на пресс-конференции.
Богдан Бойко, лидер блока "Народный Рух Украины": "А вони його спочатку до нас втиснули, він спочатку до нас пішов. Це така схема. - Хто вони? - Москалі!"
Неудовлетворенные столь абстрактным обвинением, журналисты не унимались. И, в конце концов, руховцы вынуждены были назвать хотя бы одно имя - Марата Гельмана. Кстати, эту же фамилию якобы невзначай в разговоре упомянул и Рабинович. Гельман - фигура достаточно известная, но больше в качестве - искусствоведа и арт-менеджера. Кстати, в пятницу в своей галерее он открывал выставку одного из самых культовых украинских художников Арсена Савадова. Обвинения руховцев в свой адрес Гельман назвал, "фигней".
Марат Гельман, галерист: "Русские националисты объявили меня резидентом английской разведки, разрушителем российской государственности. Это ни на чём не основано. Просто они выбрали человека искусства, которого они не понимают. Всё, что непонятно, всё обязательно иностранное и зловредное. И здесь, мне кажется, абсолютно то же самое. Я не знаю, это болезненный бред - паранойя или это какой-то сознательный бред. Я не знаю".
Впрочем, поиском иностранных агентов Бойко не ограничился.
Богдан Бойко, лидер блока "Народный Рух Украины": "Дмитро - оце є виконавець того заказу. І він отримав за це гроші".
- Від кого?
- СБУ хай розбирається.
Удивительно, но тему очень быстро подхватили конкуренты блока НРУ из партии УНР. Виталий Шевченко назвал даже сумму, якобы уплаченную за обнародование плёнок. Которые, которые по его собственным словам, не содержат ничего предосудительного.
Дмитрий Понамарчук, журналист: "Секретарю комітету з питань ЗМІ взагалі не випадає називати суму бездоказово. Він називає суму - 22 тисячі. Може, ти хотів взяти 22 тисячі? Чи ти знаєш розцінки на цьому ринку?"
Попытка выяснить подробности у самого Виталия Шевченко не увенчалась успехом - он наотрез отказался комментировать собственное заявление. Впрочем, как говорится, аппетит приходит во время еды. Следующей жертвой подозрений оказался Александр Ржавский. Тот самый, который зарегистрировал в патентном бюро права на бренд блока "За Ющенко". И даже предоставил Виктору Андреевичу первое место в своём избирательном списке.
Александр Ржавский, лидер партии "Єдина родина": "Я думаю, мне "Наша Украина" должна сказать большое спасибо за такой Пи-Ар. Целый месяц висеть на всех телеканалах с такой интригой - это уже полезно".
Но вместо благодарности пресс-служба "Нашей Украины" выступила с довольно гневным заявлением.
"Эту акцию нужно рассматривать в одном ряду с подслушиванием телефонных разговоров и другими действиями наших недругов, которые боятся победы демократических сил на выборах. Мы не исключаем, что у этих акций одни и те же организаторы".
Пресс-служба блока "Наша Украина", 15.01.2002 г.
Александр Ржавский, лидер партии "Єдина родина": Даже сами слова: "мы не исключаем, что это имеет одни корни" - ну товарищи, вот более грязных технологий, по моему, нет. Посудите сами: можно сказать, что я не исключаю, что он пьёт кровь христианских младенцев или что он имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию. По сути, человек выдвигает обвинение, но при этом не исключает".
Впрочем, Ржавский уверен, что сам Виктор Андреевич - интеллигентный и порядочный человек - не имеет к подобным заявлениям никакого отношения. А вот его окружение - это совсем другое дело! На приближенных - причём не только экс-премьера - намекает и Понамарчук.
"Меня не удивляет, что во время избирательной кампании всем, особенно соперникам, становится известно, что происходит в штабе той или иной партии. Я убежден, что эта пленка, скорее, вышла из штаба "Единства", а следующие материалы выйдут из "Нашей Украины".
Дмитрий Понамарчук, "День", 17.01.2002
Кстати, киевский градоначальник в последнее время не выглядит очень уж расстроенным кассетным скандалом. Всю минувшую неделю рассказывал журналистам, что подаёт в суд на все средства массовой информации, которые осмелились опубликовать фрагменты его разговора с Ющенко. А в пятницу и самому экс-премьеру напомнил, кто старший по званию.
Александр Омельченко, лидер блока "Единство": "Я дiйсно, по вiйськовому званню вище, нiж В.А. Я полковник запасу. I по вiку я йому майже батько. I розмова не мала вiдношення до посад. Це була розмова двох дiлових людей".
Деловой разговор, как известно, без последствий не обошёлся. Как, впрочем, и обнародование его содержания. По странному стечению обстоятельств, два человека, упомянутые в том самом деловом разговоре - Пётр Порошенко и Виктор Король - теперь будут баллотироваться в мажоритарных округах. Зато Александр Омельченко - младший оказался в списке блока Ющенко. Кстати, о списках. По мнению Александра Ржавского, 17-ым местом в "Нашей Украине" Юрий Кармазин во многом обязан тому обстоятельству, что в блоке "За Ющенко" его едва не включили в первую пятёрку.
Александр Ржавский, лидер партии "Єдина родина": "Юра Кармазин вообще-то мне хороший товарищ. И если мои действия каким-то образом смогли продвинуть его в этом списке на 17 место - слава Богу".
Так или иначе, но события минувшей недели только подтверждают правило - что бы ни случилось, каждый пытается заработать на этом дивиденды. Или, по крайней мере, сделать вид, что извлекает пользу.
Валерия Семенюк