Кивалов: Дебаты между кандидатами должны быть обязательными [ Редагувати ]

Предлагаем вашему вниманию интервью корреспондента медиа-центра "Кандидат" с председателем Центризбиркома Сергеем Киваловым:
МЦК: Какова сегодня атмосфера в Центральной избирательной комиссии?
Кивалов: Я Вам хочу сказать что ответственная, скорее всего. Наверное, это будет правильное выражение, потому что, действительно каждый шаг должен быть выверен, каждый шаг должен быть законный и каждый шаг должен быть выписан. И каждое постановление, каждый пункт постановления должен быть выверен, потому что Центральная избирательная комиссия принимает постановления или протокольные решения в соответствии с действующим законодательством, то есть в соответствии с законом "О выборах Президента" и законом "О Центральной избирательной комиссии".
МЦК: Было что-нибудь неожиданное? Кто-то из кандидатов вас удивил? Или же наоборот - все прогнозируемо?
Кивалов: Трудно сказать. Процесс только начинается. Все претенденты имеют сегодня возможность убедиться, что ЦИК оперативно рассматривает их обращения. Если в действующем законе "О выборах Президента" предусмотрено до 5 дней регистрация, то если документы в порядке, если соблюдены все нормы - мы выдаем удостоверения на следующий день. И, я думаю, что вот эта незаангажированность ЦИК положительно скажется на всем процессе избирательной кампании в нашем государстве.
МЦК: Остались ли какие-то глобальные проблемы, которые предстоит решить ЦИК? Недостаток денег или законов?
Кивалов: С подписанием президентом закона "О ЦИК" снято многие вопросы, связанные с избирательным процессом. Естественно, что осталось неразрешенными множество противоречий относительно норм закона "О выборах Президента". Мы направили в Верховную Раду такое обращение, мы направили свое видение изменений закона "О выборах Президента". К сожалению, на этой сессии не успели его принять, но, я надеюсь, в сентябре рассмотрит Верховная Рада некоторые изменения. Изменения, касающиеся подсчета голосов, изменения, касающиеся выборов и организации выборов за рубежом, потому что есть серьезные противоречия. И ЦИК может при подсчете голосов столкнуться с серьезными проблемами. Допустим, в законе "О выборах Президента" записано, что за рубежом образуется территориальная избирательная комиссия. Я понимаю, что это техническая ошибка, но для нас это догма. Для нас это есть норма в законе, мы ее должны выполнять - а там не предусмотрено. В предыдущих статьях не предусмотрено и то, что будет происходить за рубежом, и что при подсчете голосов ЦИК будет выступать как территориальная избирательная комиссия, как основное звено по отношению к выборам. Не как среднее звено, а как основное. Есть и некоторые другие вопросы, которые, наверное, должны были видеть юристы ВР. Потому что есть серьезные проблемы, которые сегодня могут повлиять на выборы Президента. Это одно. А второе, мне кажется, все то, что связано с выборами, основное, глобальное все-таки выполнено. Я хочу подчеркнуть, что нет противоречия сегодня между законом "О ЦИК" и законом "О выборах Президента". ВР рассмотрела и приняла в первом чтении закон о реестре избирателей. Вы знаете, это, наверное, один из самых важных конституционных законов и я очень рад, что все-таки этот процесс двинулся с мертвой точки. С первых дней пребывания здесь, в ЦИК, с первых дней работы ЦИК, мы всегда поднимали вопрос и говорили, что если будет разрешен вопрос, связанный с единым реестром избирателей - многие те недочеты, многие ошибки, многие неточности, которые возникают в процессе выборов и Президента, и народных депутатов, выборов и местных советов - будут устранены. И вот процесс этот пошел, но для нас очень важно, что сегодня есть указ Президента, который нам на этом этапе поможет формировать единый список избирателей. Потому что есть указ Президента о едином реестре физических лиц. Это как часть реестра. Мы сможем использовать эти наработки, которые сегодня есть. И Президент дал поручение для того, чтобы составить правильные списки избирателей. И мы уже использовали их и до второго числа нам некоторые области уже передали список для того, чтобы мы начали формировать базу данных.
МЦК: Когда может быть создана такая база данных?
Кивалов: Если говорить о едином реестре избирателей, я думаю, в лучшем случае через года полтора. Я подчеркиваю, в лучшем случае, если будет воля, желание ВР, воля, желание Кабинета Министров. Воля ЦИК давно уже в этом отношении есть. Я вам хочу сказать, что это проблема не только Украины, это проблема многих европейских стран. Составление списков избирателей - это проблема номер один. И должен быть специальный орган, который будет заниматься этим. Вы можете представить, сегодня в каждом населенном пункте строятся новые дома, люди переезжают в новые дома, а проходит определенное время, об этом забывают, включают их в списки. Мы столкнулись и на выборах в Одессе, и на выборах в Полтаве, что целыми домами были упущены избиратели. Это, наверное, самое главное нарушение, нарушение их конституционного права, права избирать. Но суды в день голосования рассматривают эти вопросы, и некоторые суды, судьи входят в положение, дают решение - и гражданин использует свое конституционное право. Другие говорят: "Идите и заплатите пошлину". Избиратель говорит: "Позвольте, какая пошлина, если меня упустили, меня лишили моего главного конституционного права избирать, а вы заставляете меня еще платить пошлину". Тут, знаете, по-разному можно относится, и по-разному вести эту работу. Но это наиболее главная задача, которая стоит перед ЦИК - составление списков избирателей.
МЦК: Представители общественных организация уже давно говорят о том, что в законе упущена норма об общественных оргнизациях. Остается ли у неравнодушных к избирательному процессу граждан шанс быть наблюдателями на избирательных участках.
Кивалов: Шанс всегда есть. Вы на вопрос почти ответили уже. Мы внесли свои рекомендации в парламент для того, чтобы внести изменения. Сегодня ведь общественные организации используют другие моменты. Они сегодня берут удостоверение журналиста, идут и осуществляют общественный контроль, я его так называю и этого не нужно бояться. Но нужно, чтобы эта норма была предусмотрена в действующем законодательстве. Мне кажется, что это чисто технически было упущено, что международные наблюдатели есть, международные журналисты есть, а общественные организации и представители общественных организаций лишены такой возможности. Мне кажется, что это все же не умышленно было сделано.
МЦК: Сергей Васильевич, эти выборы будут первыми с использованием прозрачных урн. Что необходимо сделать, чтобы люди их не боялись?
Кивалов: Вы знаете, мы об этом тоже думали. И мы тоже думали: как не нарушить конституционное право, право тайного голосования? Вы знаете, это очень важно. Мы приняли закон "О выборах Президента" и предусмотрели там такую норму, что избиратель должен опускать бюллетень в прозрачную урну. А если этот бюллетень развернется? Если это кто-то увидит, то будет нарушено конституционное право о тайном голосовании. Мы хотели предложить конверт, чтобы бюллетень вкладывали в конверт, потом конверт бросается вместе с бюллетенем - по закону нельзя. Кроме бюллетеня в урне ничего не должно быть. И вы знаете, я был как-то в одной области и один из руководителей районного совета мне предложил: "А вы знаете, может быть, и не надо вносить изменения в закон "О выборах Президента", чтобы предусмотреть этот конверт, просто нужно бюллетень заказать, бюллетень, чтобы была возможность сложить его вот так и здесь закрепить его, но закрепить уже типографским способом, чтобы была такая липкая лента и он склеивается". А потом, при вскрытии урны, он открывается, и это можно читать. И это, наверное, выход и мы по такому пути пойдем и будем бюллетени заказывать именно такие. Это будет решение проблемы. Потому что сейчас, во-первых, нет возможности внести изменения в закон, а если нет такой возможности, нужно предпринимать какие-то шаги. ЦВК вышла именно на это.
МЦК: Каких еще нововведений стоит ожидать? Будет задействована компъютерная техника, интернет?
Кивалов: Вы знаете, мы же говорили, что выборы должны быть открытыми, выборы должны быть гласными, выборы должны быть законными. Для того, чтобы это подтвердить, мы должны на деле показать, на что способна в этом отношении ЦИК. Мы предложили общественности использовать видеотерминалы: сегодня из зала ЦИК можно будет связываться с некоторыми окружными, территориальными комиссиями, с некоторыми участковыми комиссиями, потому что мы планируем практически во всех областях развернуть видеотерминалы. Это поможет оперативно реагировать на нарушения, если будут, а они будут, без нарушений ни одни выборы не проходят. Другое дело, какие они будут: серьезные или менее серьезные, или технические какие-то ошибки. Это одно направление. А второе, для того чтобы знали те, кто будет принимать участие - члены комиссии, и те, кто будет заниматься различными технологиями - что будет осуществляться общественный контроль, и очень серьезный. То есть мы из зала заседаний сможем наблюдать за выборами, и мы это продемонстрировали. Генеральная репетиция была по довыборам в Полтаве и в Одессе. Мы имеем возможность смотреть, как проходят выборы, и самое главное, как проходит подсчет голосов на окружных комиссиях. А по выборам Президента - на территориальных комиссиях. Вы знаете, это сказывается положительно. Мне рассказали шутку. В некоторых местах, в Одессе, например, установили на некоторых участках эти видеотерминалы. А все думают, что эти терминалы положено иметь практически во всех избирательных участках. И уже боятся нарушать.
Мне иногда говорят: "Вы знаете, вот какая низкая явка, 24%, это очень низко. Такого никогда не было". А я отвечаю: "Знаете, наверное, это хорошо, что было именно столько, сколько пришло". Я это хочу подчеркнуть, ведь это показывает, что не делаются какие-то вбросы. В то время был дождь, люди не очень хотели мокнуть и вот вам результат реальный, что пришло 24% на выборы.
Эта проблема сегодня существует, проблема явки избирателей. Она есть и в Европе, и во всех практически странах. Вот сегодня приехал к нам из Венгрии коллега, председатель Центрального бюро, который занимается выборами. И он говорит, что у них эта проблема есть. И у нас эта проблема. В Германии проблема, явка избирателей, в Австрии проблема. Во всех практически странах сегодня эта проблема есть. Эту проблему показали выборы в Европарламент: 27, 28, 30, 32% избирателей, видите. Нам нужно новые формы и методы избирать для того, чтобы людей привлечь, чтобы они шли и не были равнодушны. Чтобы они шли и выполнили свой конституционный долг.
МЦК: Как Вы считаете, стоит ли кандидатам договариваться между собой о правилах игры или же эти правила должен определять ЦИК?
Кивалов: Вы верите, что кандидаты могут договориться? Я, честно говоря, нет. Если кандидат в Президенты человек интеллигентный, человек, знаете, толерантный, человек степенный, то он, наверное, все-таки не будет позволять себе ничего лишнего. Он должен излагать свою программу и вести агитационную работу. Именно как кандидат, а не заниматься черным пиаром.
А если кандидат, которому это не дано - а ведь это приходит с молоком матери - то вряд ли он будет этого придерживаться. Другое дело, что общественные различные организации, международные организации, конечно, будут делать то, что должны делать. И чем больше будет внимания с их стороны, тем меньше вероятности, что выборы будут проходить с нарушениями. Если кто-то думает, что выборы проходят идеально, то этого никогда не бывает. Другое дело, что мы должны к этому стремиться, мы должны максимум усилий положить именно в этом направлении. С этим я согласен. А то, что сегодня предлагают многие общественные организации и многие кандидаты: "Давайте будем жить дружно и будем соблюдать правила"? Дай Бог, чтобы это было. То, что Владимир Михайлович Литвин предлагает, дай Бог, чтобы это действительно было и состоялось. Я в это, честно говоря, не очень верю.
МЦК: Как Вы относитесь к дебатам между кандидатами в президенты?
Кивалов: Вы знаете, я считаю, что это обязательно. Но у нас в законе, к сожалению, не зафиксировано, что это обязательно. Я считаю, что если ты кандидат в Президенты, то должен не бояться СМИ, должен излагать свою программу перед всеми, в том числе и перед журналистами. И люди должны определить сами, кого именно им избирать. В законе зафиксировано, что по два человека должны быть на дебатах, то есть не собирается 15-20 человек сразу и все говорят в один голос. Это не дебаты. А вот когда по два человека, тогда можно сравнить одного с другим, третьего с четвертым и так далее. ЦИК составит график, ЦИК будет осуществлять оплату и это будет бесплатно для кандидатов. Дай Бог, чтобы они только, все кандидаты, пришли на эти теледебаты. А ведь во многих странах, европейских странах, это обязательная норма закона. У нас, к сожалению, она еще не прошла. Я об этом говорил и высказывался, чтобы эта норма была обязательна. Но, к сожалению, парламент еще не принял такую норму.