Денежный залог для кандидатов в депутаты соответствует Конституции [ Редагувати ]

В среду Конституционный Суд Украины обнародовал принятое 30 января 2002 года решение по делу о представлении 63 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины положений статьи 43 Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины".
Конституционный Суд принял решение признать конституционными отмеченные положения, согласно которым одним из условий регистрации кандидатов в народные депутаты Украины по одномандатному избирательному округу является внесение на счет окружной избирательной комиссии денежного залога в размере 60 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1020 гривен), партии (блока) до предоставления документов в ЦИК для регистрации кандидатов в депутаты по своим избирательным спискам - в размере 15 тысяч необлагаемых налогом минимумов (более 250 тысяч гривен).
Авторы представления считают, что денежный залог в данном случае является своеобразным имущественным цензом для граждан Украины в то время, как значительное количество населения страны находится за чертой бедности. По их мнению, имущественный ценз в этом вопросе приведет к "подмене механизма осуществления народовластия абсолютизацией финансовых возможностей партий и их спонсоров". Авторы представления считают, что требование о внесении денежного залога кандидатами в депутаты не соответствует положениям статьям 5 и 24 Конституции Украины, которыми запрещено устанавливать привилегии или ограничения конституционных прав и свобод по признакам имущественного состояния.
На пресс-конференции после обнародования решения Конституционного Суда судья-докладчик по этом делу Николай Корниенко напомнил, что Конституционный Суд, принимая решение, в частности, ознакомился с мнениями руководителей государства по этому вопросу, которые в своих письмах, приобщенных к делу, отмечали, что имущественный ценз и денежный залог - это разные категории. В частности, председатель Верховной Рады Иван Плющ считает, что залог нельзя расценивать как имущественный ценз, поскольку согласно Закону о выборах он выполняет функцию не платежного средства, а средств, внесение которых стимулирует к взвешенному принятию решения относительно возможного баллотирования в народные депутаты Украины. Президент Украины Леонид Кучма считает, что введение денежного залога как условия регистрации кандидатов в народные депутаты не исключается Конституцией. Президент также в своем письме отметил, что высказанная им ранее позиция относительно неконституционности денежного залога основывалась не на самом его институте, а на размере залога. А поскольку в окончательном варианте закона этот размер было сокращен в два раза, то теперь, по мнению главы государства, он является конституционным.
Комментируя решение Конституционного Суда, Николай Корниенко заметил, что это дело далось Суду "не просто", при принятии решения имели место дискуссии. В конце концов, Суд пришел к заключению, что денежный залог и имущественный ценз является разными правовыми категориями. Николай Корниенко отметил, в частности, что имущественный ценз сегодня не применяется почти нигде в мире, а если и применяется, то имеет "абсолютный ограничительный характер пассивного избирательного права граждан", поскольку непосредственно связан с имущественным состоянием лица, т.е. совокупностью его движимого и недвижимого имущества и определенным уровнем годового дохода. Вместе с тем, сказал он, целью денежного (избирательного) залога является ограничение или устранение злоупотребления избирательным правом, прежде всего, за счет налогоплательщиков.
Николай Корниенко отметил, что в своем решении Конституционный Суд, кроме того, выразил свою позицию относительно денежного залога для кандидатов в народные депутаты. "Эта позиция однозначна: в дальнейшем, когда Верховная Рада будет работать над совершенствованием Закона "О выборах народных депутатов Украины" и вообще избирательного законодательства, народные депутаты, законодатели должны взвешено подходить к установлению размеров денежного залога, принимая во внимание имущественную состоятельность подавляющего большинства населения страны.
Конституционный Суд также считает, что нарушение этого требования может существенно ограничить количество претендентов на места в парламенте, особенно от финансово малообеспеченных партий (блоков) и кандидатов в народные депутаты. При этом Николай Корниенко подчеркнул, что определение социально ориентированного размера денежного залога является уже вопросом политической целесообразности и не относится к компетенции Конституционного суда. Высказывая свое личное мнение по этому вопросу, судья отметил, что в дальнейшем "как специалист" посоветовал бы "отказаться от денежного залога или довести его до уровня средней заработной платы, или сделать альтернативу денежному залогу - например, сбор подписей в поддержку того или иного кандидата в депутаты".
Николай Корниенко заметил, что, например, в России, где денежный залог также является одним из условий регистрации кандидатов в депутаты, он в то же время является альтернативой сбору подписей.