Старт дан. Украина в ожидании агитлавины [ Редагувати ]

В субботу предвыборная кампания в Украине как-то незаметно вступила в новую фазу. Незаметно, потому что и до 9 февраля никто мораторий на агитацию особенно не соблюдал. Ну а теперь кандидатам, партиям и блокам, идущим на штурм Парламента, официально разрешено агитировать за себя. И доказать избирателям почему они должны голосовать именно за них, а не за кого-нибудь еще. Задача, надо сказать, сложная, поскольку опросы общественного мнения свидетельствуют, что избиратели в массе своей не доверяют агитации. И, тем не менее, в субботу, проверив почтовый ящик, каждый смог убедиться, что у народных избранников и тех, кто хочет ими стать, открылся сезон охоты за вашей благосклонностью.
Это дает всем определенные надежды на то, что в течение 50 дней многие проблемы, никем не решавшиеся четыре года, наконец-то будут решены. Поскольку, кроме обхаживания электората, нынешний состав Верховной Рады ничем заниматься не будет. Подтверждением этого предположения стали пустые кресла открывшейся на этой недели последней сессии нынешнего созыва. А если депутаты и будут время от времени появляться в зале, то, в основном, для того, чтобы попользоваться трибуной в предвыборных целях. Правда, на минувшей неделе стало ясно, что одной трибуны кандидатам будет мало, и они уже обратили свои взоры на телевидение. Первой жертвой кандидатской любви стал канал "1+1".
Во время прощальной сессии третьего созыва депутаты решили не перетруждаться, в ее графике только три пленарных недели, а значит, лишь три дня для голосования. Между тем, в парламентских комитетах ждут рассмотрения 900 законопроектов. За оставшееся до выборов время Верховная Рада рассчитывает принять не больше трехсот. А две трети залежавшихся документов останутся в наследство депутатам нового парламента.
Похоже, у депутатов уже чемоданное настроение. Ведь до конца сессии осталось совсем немного времени. Тем не менее, попасть в будущий состав Верховной Рады надеются большинство нынешних парламентариев.
Леонид Кравчук, народный депутат Украины, фракция СДПУ(О): "Про що будуть думати депутати, які балотуються - про вибори. Іншого не буде - крім емоцій, крім політичних виступив. Ми не можемо ефективно завершити цю сесію, але ми можемо її закінчити достойно. А сподіватись на те, що ця ВР зробить щось історичне, я вважаю, не варто".
Последняя сессия кандидатами обычно используется для громких заявлений и создания следственных комиссий. Это верный способ попасть на страницы газет и экраны телевизоров. Благо, мораторий на агитацию больше не действует. Правда, и до 9 февраля кандидаты с лёгкостью этот запрет обходили. Комитет "Равенство возможностей" утверждает, что ни один из участников электорального забега не выдержал сорокадневной агитационной диеты. Соблюдать закон буквально оказалось просто невозможно, а чёткую грань между информацией и агитацией депутаты не провели.
Александр Чекмышев, председатель комитета "Равенство возможностей": "Законодавча невизначеність полягає в тому, що назвати агітацією можна будь-який новиний сюжет, в будь якій телепрограмі, де згадуються політична партія чи блок. Хоча в окремих випадках було відверте ігнорування передвиборної тиші, просто знущання з Центральної виборчої комісії".
Мораторий на предвыборную агитацию вводился с благими намерениями: создать для всех участников избирательного процесса равные условия. Но получилось совсем наоборот. Государственные чиновники и ведущие политики, так или иначе, находились в центре внимания средств массовой информации. Ведь их активность напрямую от выборов не зависит. Зато в проигрыше оказались все остальные участники избирательной гонки.
По данным комитета "Равенство возможностей", в январе телеканалы больше всего времени уделяли "Нашей Украине" - в общей сложности почти 70 часов. Затем идут объединенные социал-демократы, "Единство", "За единую Украину" и БЮТ. Много внимания уделяла "Нашей Украине" и пресса. В первую пятёрку также входят "За единую Украину", блок Тимошенко, СДПУ/О/ и социалисты.
Таким образом, еще на старте агитационной кампании партии и блоки оказались в заведомо неравных условиях. Мораторий себя не оправдал - это признал и новый руководитель Госкоминформа.
Иван Чиж, председатель Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания: "Не спрацювало і не могло спрацювати. По ходу виконання треба вийти на уточнення цього закону. Навіть звіт депутата. З одного боку, він звітує, а з іншого начебто агітує".
Кандидаты в депутаты обвиняют во всем средства массовой информации, их собственников и, разумеется, конкурентов в предвыборной гонке.
Александр Задорожний, народный депутат Украины, фракция "Единство": "Немає жодного депутата мажоритарника, який залишається на своєму окрузі балотуватися і який продовжує працювати на якого не надійшла би скарга що він здійснює агітацію".
Правда, выбить из седла конкурента не так уж просто - об этом позаботились авторы избирательного закона. А вот наказать масс-медиа депутатам вполне под силу. Более того, на последней сессии парламентарии решили изменить правила игры на информационном рынке. Именно этим большинство наблюдателей объясняет ротацию Нацсовета по телевидению и радиовещанию. Николая Княжицкого и Никиту Потураева отозвали, заменив одним Юрием Шкарлатом. Правда, особой пользы в этих перестановках руководства Нацсовета не видит.
Борис Холод, председатель Национального совета по телевидению и радиовещанию: "Ніякою користі ця ротація не принесла, а якщо немає користі, для чого це було робити? Це вже інше питання".
Александр Зинченко, председатель комитета ВР по вопросам свободы слова и информации: "Парламент следующего созыва все равно будет пересматривать своих представителей в Нацсовете".
Зато гораздо больший резонанс вызвало решение Киевского хозяйственного суда, совершенно неожиданного лишившего лицензии ''Студию ''1+1''. Даже члены Нацсовета по телерадиовещанию с трудом подбирали выражения, чтобы дать оценку такому ходу столичной Фемиды.
Виктор Лешик, член Национального совета по телевидению и радиовещанию: "Я вважаю, що сталось щось, що мало пов'язано з телебаченням і юриспруденцією".
Руководство "Студии "1+1" решение суда сразу же назвало "заказным". И обнародовало имена заказчиков. По словам Генерального продюсера телеканала, за скандалом стоят Вадим Рабинович, владелец телекомпании ''АИТИ'', и киевский мэр Александр Омельченко, способный оказать серьезное влияние на столичный суд. И не только - ведь в списке омельченковского "Единства" под вторым номером значится ни кто иной, как председатель Верховного Суда Виталий Бойко. Всю минувшую неделю Рабинович и Омельченко пытались обвинения Роднянского опровергнуть и даже подали иски в суд. На этот раз не в хозяйственный, а в обычный.
Вадим Рабинович, президент медиа-холдинга "MIG": "Никаких бизнес-отношений с Омельченком у меня нет, но отношусь с уважением".
Александр Омельченко, городской голова Киева: "Я не маю ніякого відношення до ''Студії "1+1". Олександр Роднянский напевно допустив помилку і повинен вибачитися, інакше я звернуся до суду".
Тем не менее, Роднянский продолжает стоять на своём и даже намекает, что у него есть документальные подтверждения связей киевского градоначальника и неудавшегося олигарха.
Александр Роднянский, генеральный продюсер ТК "Студия "1+1": "Я думаю переконали Омельченка, що канал не належить до його шанувальників. І було б непогано вирішити питання. 2 місяцями має апеляційна інстанція і для нас це може бути певним засобом шантажу. 2 місяці чекати і можемо поводити себе так як нам скажуть".
Возможно, в этом и состоит главная опасность ситуации, сложившейся вокруг "1+1". Накануне выборов - слишком много желающих держать средства массовой информации в подвешенном состоянии. И если влиятельные телеканалы могут за себя постоять, то региональным СМИ сделать это гораздо сложнее.