Минтранс: перезагрузка [ Редагувати ]
Инициатива Министерства транспорта и связи повысить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки вызвала шквал негативных эмоций ведущих промышленников Украины. По их мнению, рост тарифов неизбежно вызовет рост цен, сокращение поступлений в бюджет и, как следствие, беспрецедентный социально-политический кризис в стране.
Ожидается, что уже в среду на рассмотрение Кабинета Министров будет представлен проект повышения эффективности работы Государственной администрации железнородожного транспорта "Укрзалізниця", предполагающий повышение тарифных ставок на внутренние грузовые железнодорожные перевозки в Украине более чем в 2 раза. Необходимость такого шага мотивируется вполне благими намерениями - исправить плачевную ситуацию в отрасли, к которой фактически привело ее прежнее руководство. Однако, как и в предыдущие годы, единственным инструментом улучшения ситуации на железнодорожном транспорте руководство отрасли видит не в улучшении качества управления и повышении эффективности работы "Укрзалізниці", а в механическом повышении тарифов - в 2-2,2 раза.
Проблемы с подвижным составом для грузоперевозок в Украине давно стали притчей во языцех. Больше всех от нее страдали предприятия горно-металлургического комплекса, которые исторически являются основными клиентами "Укрзалізниці". Удивительно, но получая огромные средства от металлургов, железнодорожники по известным только им причинам фактически не направляли их на ремонт или покупку вагонов. Так, с 1999 года "Укрзалізниця" получила от предприятий ГМК более 500 миллионов гривен платы только за использование подвижного состава, за счет которых можно было бы приобрести более 4 тысяч вагонов.
В результате такой политики уже в 2004 году дефицит подвижного состава на украинских железных дорогах стал очевидным - в октябре прошлого года промышленное объединение "Металлургпром" даже заявило об угрозе остановки Алчевского металлургического комбината, Мариупольского металлургического комбината имени Ильича и комбината "Запорожсталь" из-за сокращения поставок железорудного сырья, вызванного нехваткой железнодорожных вагонов. Тем не менее, в "Укрзалізниці" и Минтрансе в корень проблемы смотреть никто не захотел. Со сменой власти в стране у промышленников зародилась надежда, что ситуация в сфере грузоперевозок будет коренным образом изменена, и отрасль получит новый импульс развития. Однако последняя инициатива Минтранса говорит о том, что подходы к решению проблем, к сожалению, в отрасли остаются старыми.
"Инициативы "Укрзалізниці" сегодня колоссально ударят по отечественному товаропроизводителю. Если повышается тариф на вывоз железорудного сырья из Украины на 2,9%, а для внутренних перевозок - на 180 %, как же нам теперь конкурировать?", - задается по этому поводу риторическим вопросом народный депутат Сергей Матвиенков.
Против возможного повышения тарифов на железнодорожные грузоперевозки уже выступили крупнейшие промышленники страны, в числе которых Владимир Бойко - председатель правления ММК имени Ильича, генеральный директор "Азовстали" Алексей Белый, исполняющий обязанности председателя правления "Запорожстали" Александр Путноки, руководители Алчевского металлургического комбината, Никопольского и Запорожского ферросплавных заводов, Ингулецкого, Северного, Орджоникидзевского и Марганецкого ГОКов, Авдеевского коксохимического завода, "Запорожкокса" и многих других предприятий - всего более 45 компаний. В их открытом письме Президенту Украины, Кабинету министров и Совета по вопросам национальной безопасности и обороны указывается, что принятие решения о повышении тарифов на грузоперевозки может обернуться непоправимыми последствиями для всей экономики страны.
По мнению промышленников, повышение тарифов на перевозку грузов приведет к тому, что отечественная промышленность, прежде всего, горно-металлургический комплекс, на долю которого приходится 53% всех грузовых перевозок "Укрзалізниці", потеряет все свои преимущества и конкурентоспособность на мировом рынке. А это уже грозит большой бедой всей экономике страны.
"Негативные последствия затронут не только ГМК, это незамедлительно почувствует большинство отраслей экономики и отразится на кошельке каждого гражданина через неизбежный рост цен на недвижимость, бензин и коммунальные услуги", - отмечают промышленники.
Очевидно, что для выхода из сложившейся критической ситуации необходим комплексный подход. Поэтому для того, чтобы снять напряженность на железных дорогах, нужно четко определить оптимальные варианты решения проблемы, для чего железнодорожники должны совместно с предприятиями-потребителями их услуг выработать стратегию выхода из кризиса, которая минимизировала бы любые негативные последствия. А выиграли бы от этого и те, и другие, а значит - и государство вместе с ними.