На вахте вдалеке от большой земли [ Редагувати ]
Огни маяков видны издалека. Они опоясывают сушу везде, где только суша граничит с морем. Что означает твердая земля, когда душа ликует при виде маяка! И почему ее всегда так тянет в море...
В самой западной точке Крыма, на мысе Тарханкут как нигде чувствуется сила ветра. У ветра свои законы. По его прихоти поднимается шторм, и тогда корабли не могут выйти в море. Ему подвластны и туманы. Человек слишком слаб, чтобы справиться с ветром. И поэтому, наверное, зависим. Поселок Черноморское, 900 километров от Киева"
Хемингуэй в свое время говорил, что знает два вида тюрьмы - одну, в которую сажают и другую, куда идут добровольно. Писатель имел в виду море. Только вряд ли за тюремными решетками ветер бывает таким свежим.
В порту Черноморского готовится к вылету вертолет. В его металлическое брюхо загружают хлеб, картофель, крупы, мясо, сверяют накладные. Со стороны кажется, что очередной груз гуманитарной помощи отправляют в горячую точку планеты. Но сопровождающие совсем не похожи на миротворцев. Скорее, на пассажиров внутренних рейсов. Украинский вертолет Ми-8 берет курс в нейтральные воды Черного моря.
Компания "Черноморнефтегаз", которая входит в состав монополиста страны по добыче нефти и газа "Нефтегаз Украины", открыла крупное месторождение в сорока километрах к югу от острова Змеиный. Запасы углеводородов залегают на глубине около двух с половиной километров. Прогнозируемый объем ценного сырья может составлять свыше десяти миллионов тонн высококачественной нефти и десяти миллиардов кубометров промышленного газа.
Преодолев две сотни километров за полтора часа, вертолет с нефтяниками благополучно садится на площадку. Большой железный остров встречает по-весеннему теплым ветром. СПБУ "Сиваш" - самоподъемная плавучая буровая установка - весит двенадцать с половиной тысяч тонн. Кажется, такому гиганту не страшен любой шторм. Четыре металлические опоры, каждая по 113 метров, становятся на грунт. Мощные ноги буровой выдерживают волны до пятнадцати метров высотой. Старожилы говорят, что однажды "Сиваш" уже проходил испытание на прочность.
Дмитрий Хмара, капитан СПБУ "Сиваш": "Здесь человек познается в течение 2-3 дней, потому что живут все вместе, в ограниченном пространстве. Можно узнать кто он и что он. Как специалист, как человек. Если на берегу он отработал и ушел, то здесь он отработал и остался".
Главный человек на буровой - начальник смены - опытный капитан. Он отвечает за все, что происходит на борту судна. В том числе - за журналистов, которые в буквальном смысле свалились с неба на голову. Впрочем, довольно прохладный прием - это было только вначале. Наш визит к нефтяникам неожиданно затянулся на целые сутки. В открытом море летная погода легко может превратиться в нелетную. Плавучий город становится гостеприимным домом для каждого, кто в него попадает. И как в любом доме, в этом - тоже лучше быть добрыми соседями.
Здесь, в нейтральных водах Черного моря, флаг, поднятый над "Сивашем" - это главная защита, своего рода гарантия безопасности для всех обитателей платформы. Плавучая буровая установка - это тоже территория Украины. Даже несмотря на то, что находится она в ста километрах от ближайшего украинского берега.
Меньше сотни километров отделяет украинскую буровую от берегов Румынии. Нефтяники говорят, что местные пограничники у них - частые гости.
Румыния требует удерживаться от бурения в спорной, как считают в Бухаресте, зоне вблизи острова Змеиный в Черном море. В официальной ноте, переданной посольству Украины, было заявлено, что по условиям базового политического договора, подписанного в 1997 году, обе страны не должны эксплуатировать минеральные залежи вплоть до решения вопроса о делимитации континентального шельфа.
Пограничный конфликт длится больше полугода. Еще прошлой осенью руководство "Черноморнефтегаза" объявило о своих планах на перспективное месторождение. Тогда компания уже занималась проектированием подводного трубопровода, который должен протянуться от структуры "Олимпийская" до Одесских берегов. Румыния на тот момент уже разрабатывала соседнее нефтяное месторождение к западу от острова Змеиный.
Остров Змеиный находится в Черном море близ устья Дуная. Базовый договор между Украиной и Румынией от 2 июня 1997 года подтверждает нерушимость прежних границ по состоянию на 61 год и фактически признаёт права Украины также и на остров Змеиный. Хотя до сих пор между государствами нет договора о режиме госграницы, соглашения о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон. В последнее время интерес сторон к острову повышен из-за обнаружения на его шельфе запасов нефти и газа.
В главном офисе "Черноморнефтегаза" нас посвятили в детали рабочего проекта обустройства месторождения. В Симферополе на остров Змеиный возлагают большие надежды. На этом маленьком участке украинской суши планируют построить установку по подготовке газа и уже оттуда топливо будет подаваться на материк. Если все сложится, то в ближайшем будущем у "Черноморнефтегаза" появится своя производственная база на Змеином. Что появилось раньше - распоряжение правительства или планы компании-монополиста - неизвестно. Но факт остается фактом. В январе этого года Змеиный от военных перешел на баланс Одесской областной администрации. Почти сразу из государственной казны были выделены деньги на его нужды. В Одессе уже приступили к претворению в жизнь планов по обустройству скалистого острова и главное, что обещают сделать - это причал.
Виталий Примак, заместитель главы Одесской областной государственной администрации: "С вводом причала в действие все работы будут активизированы, потому что единственным препятствием, тормозящим работы, является транспортное обеспечение. А причалить к острову, даже во время визита госсекретаря, очень трудно и единственным надежным транспортом является вертолет".
Нефтяники добираются на большую землю вертолетом. Практически весь флот "Черноморнефтегаза" ушел из Черного в Азовское море. Там сегодня - главный интерес компании. Четыре новых месторождения, по прогнозам, в ближайшие полтора года полностью обеспечат Крым собственным природным газом.
99 процентов всего газа "Черноморнефтегаз" добывает на шельфе Черного моря. Разведанные запасы составляют 49 миллиардов кубометров. Кроме того, значительная ресурсная база - на украинской части шельфа Азовского моря. Ее оценивают в 30 миллиардов кубометров. Компания уже приступила к обустройству двух месторождений. Введение их в эксплуатацию в ближайшие несколько лет позволит полностью покрыть потребности Крыма в газе, а также поставлять его в Херсонскую, Николаевскую и Одесскую области.
Чем вызвано спешное сворачивание работ на "Олимпийской" и средоточие всех сил в Азовском море? Насколько затянется режим ожидания и когда будет поставлена точка в спорных пограничных вопросах между Украиной и Румынией. Пока же официальная версия "Черноморнефтегаза" такова: "разведочное бурение на структуре "Олимпийская" не показало тех результатов, на которые рассчитывали. Несмотря на то, что мы знаем - там есть запасы и газа, и нефти. Видно была сделана ошибка, т.к. не проводилась детальная сейсмика".
Почти год шла разведка месторождения. Четыре месяца "Сиваш" стоял на "Олимпийской". И вот теперь перспективная скважина в сорока километрах от острова Змеиный - крайней южной точки Украины - законсервирована. Как говорят - до лучших времен.
"Сиваш" сделал свою работу и теперь ждет команды с материка. Пройдет какое-то время - неделя или две - и буровую снимут с места. За ней придет большой корабль. Прикрепит трос и огромный металлический паук покорно поползет вслед за кормой ведущего его судна. После ухода "Сиваша" над "Олимпийской" не останется ни единого масляного пятна. И только рыба какое-то время еще будет удивленно обходить то место, где когда-то стояла платформа. А пока моряки занимаются ремонтом. Вахты сменяются каждые две недели. Рабочий день на буровой длится двенадцать часов. Сам процесс не прекращается круглые сутки. Тяжелый труд нефтяников, электриков, механиков, слесарей нужен на большой земле. Там нужен газ, нужна нефть. Свой газ и своя нефть. Это понимают все 50 человек. От капитана до палубного рабочего. Здесь, посреди Черного моря.
А 31-го марта на "Сиваше" будет минимальное количество экипажа. Те, кто останется обслуживать буровую, придут на импровизированный избирательный участок. Их голоса отправят на берег по факсу.
Дмитрий Хмара, капитан СПБУ "Сиваш": "Это будет урна, бюллетени, будут все голосовать, как должно быть. У нас этот вариант отработан, потому что еще при Союзе моряки голосовали в любых водах мирового океана".
Капитан "Сиваша" знает, о чем говорит. Сорок три года стажа на флоте - военном и торговом, советском и английском, а теперь - и украинском. Настоящий седовласый капитан. Он знал, что будет летная погода. Старые морские приметы редко подводят. Ведь звезды и луна, как опытные метеорологи, дают самые точные прогнозы. Он знал, что пилоты должны поднять свою машину в воздух. Потому что где-то в море, за две сотни километров от твердой земли, уставший экипаж ждет свою смену. А спаситель-ветер в конце концов разгонит хмурый туман и на горизонте обязательно покажется родной берег.