"Подробности недели" показали, как отмечают 8 марта на войне [ Редагувати ]

Еще одна новость уходящей недели, о которой стоит упомянуть. В среду в Минске удалось договориться сразу о двух вещах - разминировании и запрете военных учений в 30-километровой зоне вдоль линии фронта.
Пожалуй, впервые за много месяцев встречи в Минске заканчиваются не просто дискуссиями, а конкретным результатом.
Насколько реально будет соблюдать такие договоренности - еще вопрос. Но уже сам факт, что по этим довольно болезненным темам удалось найти компромисс, говорит о том, что потенциал у Минского формата еще есть.
Ну а чем живут сами люди в прифронтовых районах? В конце концов, и в Минске, и на переговорах в Европе речь всегда идет, прежде всего, об их судьбе.
О судьбе тех, чья жизнь проходит в считанных километрах от линии столкновения. Мы решили дать слово сегодня им самим, тем, кто эти длинные выходные и праздник 8 марта проведет там, куда война может вернуться в любую минуту. Давайте посмотрим.
Косметика в рюкзаке
В Луганской области соблюдается относительная тишина. И местные жительницы женщины-военные естественно хотят, чтобы она соблюдалась как можно дольше. Лучше всего навсегда. Но, тем не менее, во многих домах окна заклеены крест-накрест на случай обстрела.
В местном прифронтовом магазине недалеко от трассы Бахмутка, где не так давно гремели бои, много покупателей в военной форме. Продавец Наталья до сих пор неохотно и напряженно говорит о положении дел здесь, даже в преддверие праздника весны.
"Хочется тишины и покоя, как жили раньше. Хочется мира! Не дай Бог еще раз пережить тот период, что был", - рассказывает жительница Луганской области Наталья.
Военные из этой бригады здесь на самом востоке страны - в Луганской области, будто показательно, с самого запада. Из Яворова, что под Львовом. Это так называемая "железная" 24 бригада. Название еще со второй мировой.
2 связистки бригады. 2 Оксаны - "железные" леди. Но даже на войне женщины остаются женщинами. Перед праздником сделали друг другу маникюр.
"Думаю, что не будет приятно смотреть на нас смотреть таких никаких. Чтобы поддерживать боевой дух себе. Чтоб приятно было на нас посмотреть. Это как-то обязывает, мы же женщины в любой ситуации", - говорит военнослужащая 24 бригады Оксана.
На фронт пошли добровольно. Шутят, что половина военного рюкзака - косметика. Праздника ждут, как и все женщины страны.
"Наверно будет какой-то сюрприз. А может, будет обыкновенный рабочий день. Мы же находимся в зоне. Пусть лучше ничего плохого не случиться, вот и все", - говорит военнослужащая 24 бригады Оксана.
"Живые" подарки
У местной жительницы Ларисы за пазухой - маленький барашек. Муж купил 8 таких. Надеются, что тишина на фронте продолжится и можно развивать хозяйство.
"Муж привез, подарил на 8 марта. Три недели только. Моя девочка-девочка. Хочется мира", - говорит жительница Луганской области Лариса.
Дети и внуки Ларисы - переселенцы. Сейчас в Тернопольской области. Мечтает, чтоб они вернулись домой.
Мариупольское направление
Еще недавно эта часть поселка Павлополь - была серой зоной. Линия фронта здесь почти на год остановилась возле реки Кальмиус. Единственную переправу боевики подорвали. Чтобы снова взять поселок под контроль, украинские военные провели целую спецоперацию.
Переправу в Павлополе уже восстановили, с недавнего времени в поселок даже пустили маршрутки из Мариуполя - сюда понемногу возвращается нормальная жизнь.
"Мой бывший зам директора по воспитательной работе. Мы с ней 18 лет в одной упряжке проделали", - рассказывают бывшие преподаватели павлопольской сельской школы Анна Чагдаева и Татьяна Пугач.
Уже бывшего директора и бывшего завуча когда-то свела эта сельская школа. Татьяна Ивановна последние годы работала здесь обычным учителем биологии. В ее кабинете осталось все так, как и в последний день работы.
А рядом в маленьком школьном музее даже собралась небольшая экспозиция и этой войны. Свежие минометные осколки теперь соседствуют с экспонатами Второй Мировой.
Какое-то время дети учились даже во время активных боевых действий. Но весной прошлого года у родителей просто сдали нервы и детей перевели в Мариуполь.
"Начался обстрел, и все выбежали в коридор. Они уже знали, что по звонку. Три звонка - это у нас уже условно. Все садились сюда во главе с учителями.
Пока обстрел закончится, мы до весны прошлого года воевали, чтобы сохранить школу здесь, а потом родители уже боялись ", - рассказывает учитель биологии павлопольской сельской школы Татьяна Пугач.
Теперь Татьяна Пугач - безработная. В этом учебном году павлопольскую школу уже официально закрыли. Ее надо восстанавливать, а денег в бюджете пока на это нет.
Позапрошлой весной Татьяна Ивановна этого не могла себе представить даже в страшном сне. Ровно 2 года назад вместе с учениками она готовила школьный спортзал к 8 марта.
"Вот здесь все цветами закрывалось. Ну, кто не заходил, сразу говорил - райское местечко", - вспоминает Татьяна Пугач.
Когда в этом зале вновь появятся дети - неизвестно. Хотя сейчас тут и не стреляют, люди все равно живут в постоянном страхе возвращения войны. А значит, школа будет пустой.