Под Авдеевкой бандиты "крышуют" контрабанду на оккупированный Донбасс [ Редагувати ]
Борьба с коррупцией - эти слова как мантру повторяют зарубежные политики. Просто пример. Авдеевка - горячие точки этой недели. Ситуацию под Авдеевкой даже иногда сравнивают с той, которая была в Донецком аэропорту. Но вот что удивительно.
Пока одни отбивают тут атаки, другие через ту же самую Авдеевку преспокойно наладили контрабанду. И зарабатывают миллионы. Роман Бочкала об этом.
Это самый передний край. Здесь иногда возникает даже визуальная видимость противника.
Всю неделю Авдеевка в центре внимания. Ее промзона сейчас самая горячая точка Ато. Ее защищают бойцы 58 бригады.
"Здесь передовая и слева, и справа. Промзона фактически круговую оборону держит. В любом месте может выскочить или снайпер, или группа", - говорит боец.
А буквально рядом идет другая война - с контрабандой. И здесь не понятно - кто свой, а кто враг.
Ее создали специально для борьбы с контрабандой. В нее входят сотрудники СБУ, фискальной службы, пограничники, волонтеры, и полицейский спецназ "Рысь".
По этой дороге еще недавно шли караваны фур. Каждый день - почти круглосуточно.
"Проезжало 10 машин - сразу чик - лимончик. Отвернись на 10 минут - мы проедем. Постой покури там. Грубо говоря здесь покупаешь сосисок на тысячу - там ты продашь за 4 тысячи", - объясняют.
Теперь для контрабанды здесь пути нет. Впрочем, совсем рядом железная дорога. Два грузовых состава ждут отправки в оккупированную Ясиноватую.
"А что возите? Та все… Вот сейчас порожняк. Все что требуется. Не опасно? А кто ж вам скажет… Когда пульнет тогда и станет ясно. Пока нормально".
Машинист Сергей живет в Донецке. Сначала ведет состав на территорию, которую контролирует Украина. Потом обратно. Уверяет: никакой контрабанды.
"Таможня, фискальщики проверяют груз. У нас своя работа - наша цель перевезти груз из пункта А в пункт Б. Все проверяется, все фиксируется".
Но если железная дорога - одна, то автомобильных только в этом районе - десятки.
"Кроме основных дорог, на которых стоят зсушники, есть много второстепенных дорог - полевых. Там это все и происходит", - говорит офицер Вооруженных сил Украины.
Этот офицер вооруженных сил пожелал остаться неизвестным.
"Там где есть дорога и проход больших машин это однозначно миллионы в сутки", - говорит офицер Вооруженных сил Украины.
Это видео нам передали военные. Сопредельная зона. Разгрузившись, пустая фура выезжает из оккупированной территории. Уже по эту сторону линии разграничения встречает машина фискальной службы.
Формально - все законно. Как правило, документы на товар в порядке. Их можно просто купить. Например вот такую транспортную накладную. Пустая, но с печатью фискальной службы. Пиши что хочешь.
"Какие суммы за проход? Если это фуры это от 90 тысяч гривен до 200 в зависимости от товара - за одну машину. А маленькая машина, даже такая в которой мы сидим, груженная она стоит как минимум 8000 грн, если в ней мясо. А пустая если возвращается? 3000 гривен - маленькая легковая машина", - говорит офицер Вооруженных сил Украины.
Система оплаты коррупционных услуг надежно отлажена.
"Заведена программа - они скидывают свой номер карточки предпринимателю на телефон и на эту карточку поступает денежка. Это чтобы в случае задержания им ничего не предъявишь", - говорит офицер Вооруженных сил Украины.
Села на линии разграничения стали такими себе дюти-фри. Из так называемых ДНР и ЛНР сюда приезжают за товаром. Но покупать им нельзя, поэтому "отовариваются" для них местные.
"Вечером или с утра пока мы не стояли на этой дороге, заезжали люди, загружались и товар увозили".
Тут есть свои "челноки". Переносят продукты на себе. Кто сумел "договориться"- перевозит машинами.
Говорить согласилась только эта продавщица.
"Это вот сколько мы имеем права ввозить продукции в месяц".
Платить приходится буквально за все.
"За то что он везет товар. Хотя он предприниматель, у него есть все документы. Все бумажки, лицензии, что он платит налоги. А платиться за то, чтобы просто приехать к себе в магазин и выгрузится".
Бизнесменов под контроль пытаются взять так называемые "крыши".
"У них условие такое вы нам даете 100 тысяч и мы месяц вас не трогаем", - говорит офицер.
А это Луганская область. Мы в районе города Счастья.
Это еще одно активное в плане контрабанды направление. И вот наша машина едет вслед за командиром 92й бригады.
Неделю назад здесь в засаду попал спецназ. А вот и те, кого мы ищем.
"Контрабандисты? Да, наши поймали".
Этот человек говорит, что просто вез товар в свой магазин.
"Смотрите, есть разрешение администрации областной о том, что мы имеем право привозить на линию разграничения в свой магазин товар. И вести таким образом бизнес".
Вот только дорогу бизнесмен выбрал весьма подозрительную. Да и ловят его здесь уже шестой раз.
"Если бы они были законные предприниматели они бы конечно ехали через блокпосты. А учитывая характер дороги - особенно туда дальше - то явно что-то здесь не чисто", - говорит Виктор Николюк, командир 92 бригады ВСУ.
За сутки тут проходят сотни машин. Военных возмущает то, что прикрывать контрабандный коридор пытаются сразу с двух сторон. С той - боевики устраивают засады, а с этой.
"Державна фискальная служба их просто отпускает. Мотивируя тем что негде хранить. И этот же товар отдается этому же товарищу на "тимчасове зберігання" и потом снова по этой же дороге он снова едет", - говорит Виктор Николюк, командир 92 бригады ВСУ.
В самой государственной фискальной службе говорить с нами о контрабанде отказались.
"Мы в третий раз просим чтобы к нам вышли представители фискальной службы, но никто не выходит".
И вот к нам вышли. Вышли, чтобы сказать - с вопросами обращайтесь в штаб АТО.
А тем временем кто-то рискует жизнью. На фронте сейчас как в самые жаркие дни АТО. Под той самой Авдеевкой.
Чтобы было понятно почему здесь опасно перемещаться, вот просто посмотрите туда. Эта мина прилетела вчера крупно мину. Это все прилетело сегодня ночью.
"Люди, которые бывали в донецком аэропорту, говорят что плотность огня - количество мин в час - намного больше, чем даже в ДАП".
Но кому война, а кому мать родная. Находятся те, кто продолжают наживаться на войне. Те, кому очень хочется, чтобы она продолжалась.