"Кориолан": политические игры в новом спектакле театра им. Ивана Франко [ Редагувати ]


Как ни печально, но политика все сильнее пронизывает все сферы нашей жизни. Вот и в Национальном театре имени Ивана Франко, вместо новогодней сказки для детей, зрителей поздравили премьерой шекспировской драмы "Кориолан". Пьеса эта довольная редкая даже для мировой сцены. Театры к ней обращаются весьма неохотно: меньше двадцати известных постановок за все время с момента написания произведения. Да и фильм 2011 года с таким звездами, как Рэйф Файнс, Джерард Батлер и Ванесса Редгрейв, не собрал в прокате и одного миллиона долларов, хотя и был весьма благосклонно встречен критикой.
Что и говорить, сюжет о том, как римский герой после битвы с врагом сначала обожествляется своим народом, а потом изгоняется, что склоняет его к предательству Родины, слишком сложен и коммерчески непривлекателен. Куда приятнее истории о любви или интригах отдельных личностей. Что же заставило режиссера Дмитрия Богомазова сделать столь рискованный выбор? Да все просто. Эта история удивительно напоминает наши украинские реалии. Сколько раз у нас народ выходил на площади, превознося отдельных политических деятелей, а потом резко разочаровывался в них еще до конца первого президентского срока. Вот только у Шекспира простой народ выглядит весьма непривлекательно. Автор противопоставляет толпу и личность, показывает трагедию главного героя, как преданного и непонятого низменными горожанами, которыми легко манипулируют представители Римского сената. Тезис о благе демократии здесь отсутствует напрочь. Историю у Шекспира делают сильные личности. А люди лишь марионетка в руках ловкачей от политики. Зато очень выпукло и ярко прописаны характеры главных персонажей. И в этом плане театру Франко удалось собрать замечательный состав.
Главного героя Кориолана сыграл Дмитрий Рыбалевский, явный лидер в среде артистов среднего поколения. На его счету сложные психологические персонажи в спектаклях по Достоевскому, Шекспиру, Ивану Франко. И вот новый вызов - неоднозначный и рефлексирующий Кай Марций Кориолан. Удивительно, но только сейчас стало понятно, как артист внешне похож на античных героев. Тот же героический профиль и сильное спортивное тело. В его персонажа веришь с первого же взгляда. Удивил перевоплощением в античного воина и Алексей Богданович, сыгравший противника Кориолана - Тулла Авфидия, полководца врагов Рима. В арсенале артиста раньше практически не было столь жестких негативных персонажей. Но актер сыграл своего героя психологически настолько убедительно, что негативная окраска практически исчезла. Перед нами живой человек со страстями и фатальными поступками.
А вот роль Волумнии - матери Кориолана, которая в пьесе Шекспира была чуть не главным персонажем, досталась Наталье Сумской. Украинский классик Иван Франко, который исследовал текст "Кориолана", писал о Волумнии, как о самом гордом и совершенном образе матери во всем творчестве Уильяма Шекспира. Для его создания Шекспир использовал характер собственной матери. Но этот образ очень сложен для понимания и далек от украинского идеала женщины. Ведь Волумния практически обрекает своего сына на смерть, заставляя его идти на поводу у Римского сената. Для нее интересы Рима выше судьбы ее ребенка. И то, что Наталья Сумская окрасила нотками ее знаковой Кайдашихи. И это сделало Вергилию более приземленной и понятной нашему зрителю - без того героического ореола, который видел в ней Шекспир.
А вот Богдан Бенюк увидел своего героя Менения Агриппу, близкого друга Кориолана, как такого себе Уинстона Черчилля. Он важно ходит с сигарой, в английском цилиндре, и изображает сановного государственного мужа. Вот только финал у него далеко не черчиллевский: за предательство Кориолана Менению приходится платить по-полной. Но Бенюк играет сцену расплаты с такой легкостью, что невольно задумываешься - а была ли кара? Как тут не вспомнить "милые" финалы резонансных расследований против топ-чиновников, которые нам показывают по телевизору.
Да и в целом, весь первый акт, который длится больше двух часов, постоянно резонирует с современной политической ситуацией. Аналогии находишь чуть ли не в каждой сцене. Видимо, эти предвыборные ассоциации были так важны для режиссера, что он не мог себя заставить их сократить. И уже давно понятно, что на политическом олимпе прописались далеко не самые достойные люди, а толпой избирателей манипулируют все, кому не лень, но зрителю продолжают подбрасывать хворост в этот огонь негодования нашими политическими реалиями. В итоге после первого акта многие зрители попросту ушли. А зря! Ведь настоящие шекспировские характеры и страсти проявились именно во втором акте спектакля. Толпы там было поменьше, а вот диалогов героев - в избытке. Сцены битвы, слезы женщин, трусость чиновников, категоричность матери, трагедия Кориолана в конфликте с самим собой - это все там, в финале. И тот, кто досидел до конца, искренне аплодировал мастерству артистов, перелопативших шекспировскую драму в современный спектакль, причем в свойственной столичному театру манере, которую его директор характеризует, как высокий стиль.
Современное звучание спектакль приобрел также благодаря модерновым декорациям и костюмам художника Петра Богомазова. Он смело использует приемы кино и модные тренды в одежде, чтобы зритель еще острее понял, что трагедии Шекспира актуальны во все времена. И со времен Древнего Рима в политике и отношениях толпы, и героя мало что изменилось.
Также вы можете почитать о самых ожидаемых премьерах текущего театрального сезона.