Бензиновый фальстарт: куда побежали цены? [ Редагувати ]

Цены на бензин не стоят на месте. Кабмин призывает сохранять спокойствие, заявляя, что ситуация "стабильна и прогнозируема", а медленное повышение цен на автозаправках - это "явление естественное - украинские цены (всего лишь!) догоняют мировые", объяснил глава Минтопэнерго Иван Плачков.
Эксперты отмечают, что цены будут двигаться дальше. Только вот расходятся во мнениях - куда именно. Если раньше в их прогнозах часто звучала цифра 3,75-3,80 гривны за литр 95-го, то сегодня нефтетрейдеры полагают, что бензин может легко достичь отметки 4 гривны за литр. Другие уверяют, что цены на нефтепродукты в ближайшее время откатятся назад, так как сегодня при цене 3,7 гривны за литр бензина нефтетрейдеры получают прибыль 55 копеек, хотя в прошлом году (когда рынок бензиновый рынок не штормило) их прибыль составляла не более 30 копеек за литр.
Среди причин "бензиновой непогоды" (прогнозирование дальнейшее состояние которой ныне все больше похоже на неблагодарную службу метеорологов), нефтетрейдеры и эксперты, называют налоговую политику правительства, подорожание нефти, сезонное увеличение спроса на топливо, ну и, конечно же, традиционные "сговоры" отдельных лиц. А в чем причина нынешнего подорожания и чего ждать дальше?
Догнать и перегнать - цены выше мировых?
Итак, чиновники заявляют, что сегодня украинские цены отправились вдогонку за мировыми. А те, как известно, медленно, но перманентно движутся вверх. А тут еще и король нефтяной "бездонной страны" Фахд подкачал - после сообщений о смерти короля цены на нефть-сырец в США выросли почти на 50 центов и продавалась по 61,14 доллара за баррель.
Фахд не слишком опечалил украинцев, есть у нас проблемы поважнее - местного характера. С 1 августа российское правительство решило повысить экспортную пошлину на нефть. Казалось бы, вследствие утраты этих преференций должен произойти просто переход на мировые цены. Однако вряд цены остановятся на достигнутом показателе - они идут дальше. Несмотря на то, что Москва якобы прибегает к незначительному повышению и без того рекордной ставки, меньше чем на 3%, до 140 долларов за тонну, по словам специалистов, в Украине это будет иметь значительно более мощный эффект из-за сбора урожая, а следовательно, роста сезонного спроса на горючее. По мнению эксперта Центра имени Разумкова Владимира Сапрыкина, если в конце августа цена на нефтепродукты может увеличится до 5%, то уже в сентябре подорожание окажется более серьезным.
Похожую точку зрения высказывала еще в мае и премьер Тимошенко, когда заявила о том, что Россия, повысив ввозную пошлину, предлагает Украине нефть по ценам выше, чем на мировых рынках. В частности, по ее словам, после повышения экспортной пошлины стоимость российской нефти для Украины составит 340 долларов за тонну, в то время как Россия экспортирует нефть на мировой рынок по цене 318 долларов за тонну.
Не стоит сбрасывать со счетов и возможность "преднамеренного" нефтяного кризиса, который может быть спровоцирован очередным витком конфронтации с Россией или необходимостью глобальных кадровых перестановок в правительстве, в связи с активизацией оппозиционных движений пророссийских политиков, которым кризис перед выборами будет необходим как воздух. А фактический провал переговоров по поставкам Казахской нефти в Украину еще больше развязывает руки российским поставщикам, которые в условиях охлаждения (слегка затянувшегося) украино-российских отношений, от дополнительной прибыли и возможности подзаработать не откажутся.
Уроки весеннего "разнодействия"
Причины весеннего кризиса и летней напряженности на рынке нефтепродуктов, по мнению аналитиков, банальны - неспособность правительства согласовать действия друг с другом и, как обычно, выполнять обещания.
Когда появились первые признаки возникновения кризиса, правительство пообещало уладить вопрос самостоятельно. И пообещало немало - поставить не менее 300 тысяч тонн нефтепродуктов для преодоления дефицита. Помните эти заявления о том, что к нам "плывет, едет, летит необходимое количество нефтепродуктов"? Не долетели - по результатам мая-июня, госкомпаниями было поставлено всего 6,5 тысяч тонн, да и то, одной "Укрнафтой", которая сама обещала "подогнать" не менее 80.
А нефтетрейдеры, услышав об этих планируемых поставках в 300 тонн из уст глав чиновников высшего ранга, решить вернуть танкеры и отказаться от завоза нефтепродуктов в Украину, опасаясь перенасыщения рынка и падения цен вследствие этого. В результате - нефть не прибыла, цены поспешили вверх, а нефтяники перестали верить правительству. Достигнутые на встрече премьера с руководителями компаний ТНК-ВР и "Лукойл" не выполнены: регулирование цен на нефтепродукты пролонгировано, задолженность по возврату экспортного НДС нефтеперерабатывающим компаниям не погашается. Дальнейшая напряженность по оси премьер-нефтепереработчики может иметь неконтролируемые последствия для нефтегазовой отрасли.
Впрочем, истоки кризиса лежат гораздо глубже - еще в принятии законопроекта о госбюджете на 2005 год, в котором был изменен механизм начисления акцизов на нефтепродукты. Вместо фиксированной ставки акциза вводилась дифференцированная ставка, начисляющаяся как процент от отпускной стоимости нефтепродуктов. В условиях роста цен на нефть это и привело к лавинообразному росту цен на нефтепродукты за счет постоянно увеличивающегося акциза.
Кроме того, так порядок начисления акцизного сбора согласно новому порядку его взимания оставался тайной покрытой мраком - таможни просто отказывались растамаживать грузы. В результате, в апреле поставки импортных нефтепродуктов были заблокированы. А те партии, которые таможням пришлось растаможить (по истечению максимально допустимого законодательством срока), были оформлены с уплатой грузовладельцами акцизного сбора от розничной цены нефтепродуктов, в результате чего уплаченный акциз на бензин составлял более 130 евро за тонну, тогда как действовавшая до этого фиксированная ставка составляла 60 евро тонну.
Разбираться с причинами сложившейся ситуации кризиса у правительства, судя по всему, времени не было - было решено внедрить старое доброе государственного регулирования цен на нефтепродукты - не только в оптовой, но и розничной торговле. Понятное дело, продавать по "заказанным" Министерством экономики ценами стало убыточно - и топливо начало пропадать из розничной сети. А к середине мая и запасы на 90% АЗС закончились - и цены вырвались на свободу. Но тут на помощь пришел сам президент, с легкой руки которого парламент и принял законопроект о восстановлении прежней системы ставок акцизного сбора на нефтепродукты и отмены ряда налогов и сборов на импортные нефтепродукты. Кризис был преодолен, и в Украину хлынул импорт. Исходя из того, как хотелось бы верить, что "дыры" и "пробелы" в законодательной базе ликвидированы, в ближайшее время повторение нефтяного кризиса не предвидится. Что не исключает, впрочем, вероятность периодического возрастания напряженности на рынке.
Есть и другая проблема. Далеко не все производители нефтепродуктов в Украине имеют достаточное количество собственных АЗС, поэтому используют так называемую джобберскую сеть. Если компании-производители нефтепродуктов в Украине начинают неоправданно поднимать цены, то джобберы (оптом закупающие нефтепродукты для дальнейшей реализации через сеть АЗС) просто не будут приобретать топливо в Украине, а закупят импортное. Позаботиться о защите произведенных в Украине нефтепродуктах также стоило бы позаботиться.
Нельзя сказать, что правительство не занимается вопросом анализа причин возниковения кризиса - была создана экспертно-аналитическая группа, даже две: одна - при Кабмине и ее возглавлял министр экономики Сергей Терехин, вторая - при президенте и ее возглавлял первый помощник президента Александр Третьяков. Зачем же понадобилось Ющенко создавать еще одну аналогичную группу экспертов? Возможно, глава государства не доверяет правительству или считает предпринятые Кабмином меры неадекватными? Группа "#2" собралась всего один раз, ничего не решила, после чего была создана уже единая комиссия под руководством Ивана Васильевича, не изменившего пока профессию, и занимающего пост главы Минтопэнерго. Проблему решили, а вот вопросы согласованности действий власти на рынке нефтепродуктов остается. Взять хотя бы возникающие коллизии между Минтопэнерго и Кабмином вследствие того, что "Нафтогаз України", НАК "Энергетическая компания Украины", и НАК "Уголь Украины" напрямую подчинены Кабмину, а министерство Плачкова считает, что именно оно способно влиять на политику НАКов. Пока чиновники не поделят "зоны влияния" в нефтегазовом секторе, шансы возникновения кризиса остаются высокими.
Неотечесвенные НПЗ
Вероятность возникновения дефицита на рынке нефтепродуктов связано и с тем, что у государства нет возможности влиять на диверсификацию поставок нефти на отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Ведь хозяевами украинских НПЗ являются российские нефтеперерабатывающие компании: Лисичанского - ТНК-ВР, Одесского - "Лукойл", Кременчугского - "Татнефть". Поэтому вполне логично, что российские компании работу своих НПЗ в Украине ориентируют на переработку нефти из российских месторождений, на долю которых сегодня в Украине приходится 87% объема перерабатываемой нефти. Следовательно, несмотря на желание правительства диверсифицировать источники поставки нефти, оно просто не в состоянии это сделать в условиях господства монополии российских компаний на рынке Украины.
Наряду с рекордно высокой ценой на нефть, возможное повторение бензинового кризиса в Украине, может вызвать остановка трех из шести НПЗ - Одесского - по причине планового ремонта, Херсонский и Дрогобычский - в связи с тем, что стоимость нефтяных контрактов по 380-390 долларов за тонну оказалась настолько большой, что не позволяет им производить конкурентоспособную, по сравнению с тем же импортным бензином, продукцию. Остановка половины НПЗ - это нехватка 300 тысяч тонн на украинском нефтяном рынке. Где их взять - пока неизвестно... Ну а дальше простая арифметика, пока ситуация такова, что спрос превышает предложение, цены растут...