Милошевич юридически остался невиновным [ Редагувати ]

Скончавшийся в минувшую субботу, 11 марта, в тюрьме Гаагского трибунала бывший президент Югославии Слободан Милошевич мог покончить жизнь самоубийством. Об этом заявила в воскресенье, 12 марта, главный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) Карла дель Понте на пресс-конференции в Гааге.
"Все выяснится, когда будут проведены вскрытие и токсикологическая экспертиза, - отметила она. - Вскрытие обычно занимает четыре-пять часов, а токсикологическая экспертиза несколько дней, поэтому я ожидаю, что результаты вскрытия станут известны в воскресенье или понедельник, а окончательные выводы патологического исследования - в течение недели", - сказала она.
По словам прокурора, осматривавший тело Милошевича коронер (судебно-медицинский эксперт) не смог определенно установить причину смерти югославского лидера.
Группа голландских врачей проводила вскрытие тела Милошевича в присутствии двух прибывших из Сербии врачей.
"Возможно, он бросил нам свой последний вызов, - заявила дель Понте в опубликованном в воскресенье, 12 марта, интервью итальянской газете "Репубблика". - Может быть, это было самоубийство?" "Это не первый случай, когда обвиняемый по этому процессу предпочитает смерть приговору, - отметила прокурор. - Мы точно знаем, благодаря медицинским исследованиям и всем возможным анализам, которым Милошевич постоянно подвергался, что за его состоянием здоровья постоянно следили, и он, как он и заявлял в зале заседаний, мог пользоваться также и помощью белградских медиков. А значит, очень странно, хотя, конечно, все возможно - что он умер внезапно, и медики не заметили никаких внезапных ухудшений его состояния".
По оценкам дель Понте, до вынесения приговора экс-президенту Югославии, которого обвиняют в военных преступлениях в ходе последовавших за распадом союзного государства вооруженных конфликтах, оставалось всего 40 часов заседаний трибунала.
"До лета процесс мог бы закончиться, - заявила прокурор. - По нашим оценкам, он закончился бы приговором к пожизненному заключению. Может быть, он хотел этого избежать".
Вместе с тем дель Понте категорически отвергла версию об отравлении бывшего югославского лидера. "Условия содержания заключенных в тюрьме Шевенинген - наилучшие, какие только можно себе вообразить, - заявила она. - Никто никогда не жаловался. Еду для Милошевича готовили с большим вниманием, никаких посторонних контактов там быть не могло".
По признанию дель Понте, она "была разъярена, узнав об этой смерти".
"Как прокурор я поняла, что никогда не смогу закончить главный процесс моей жизни, - сказала она. - Шесть с половиной лет тяжелейшей работы - все впустую".
При этом Карла дель Понте не сожалеет о том, что бывшему президенту Югославии Слободану Милошевичу не разрешили поехать на лечение в Москву. "Почему я должна сожалеть об этом? - сказала она. - Решение об отказе обвиняемому в этом было принято судебной палатой. Судьи обосновали его тем, что Милошевич мог получить все необходимое медицинское обслуживание в Нидерландах. Кроме того, существовала возможность того, что он после поездки в Россию не вернулся бы в Гаагу для продолжения участия в судебном процессе. Мне совершенно не в чем себя упрекать".
Прокурор отметила, что и после смерти экс-президента Югославии трибунал продолжит работу, поскольку за те преступления, в которых обвинялся Милошевич, несут ответственность и другие военные и политические деятели.
"Нельзя забывать, что обвиняемые в геноциде в Сребренице Караджич и Младич до сих пор скрываются", - подчеркнула дель Понте.
"Смерть Милошевича не будет препятствием для сотрудничества сербских властей с Международным трибуналом для бывшей Югославии в деле ареста и выдачи МТБЮ бывшего командующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича", - сказала прокурор.
"Наоборот, сербские власти заверили меня в том, что они будут в полной мере сотрудничать с деле ареста Младича и его выдачи международному трибуналу", - добавила она.
Дель Понте подчеркнула важность того, чтобы все до сих пор остающиеся на свободе лица, которых МТБЮ обвиняет в совершении преступлений, прежде всего Младич и бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич, были арестованы, доставлены в Гаагу и преданы суду. Она полагает, что в ходе судебных процессов по делу этих лиц будет доказана их прямая причастность к совершенным в бывшей Югославии преступлениям, в частности, к геноциду в Сребренице.
Карла дель Понте также заявила, что по-прежнему считает правильным то, что суд над Слободаном Милошевичем не был разделен на два процесса: один в связи с обвинительным заключением, касающемся событий в Косово, и другой - в связи с обвинительными заключениями по Хорватии и по Боснии и Герцеговине.
Судьи МТБЮ хотели сначала судить Милошевича за преступления, якобы совершенные в Косово, но как главный прокурор, так и сам Милошевич были за единый процесс. Поданная Дель Понте апелляция привела к аннулированию решения судей о разделении суда на два процесса.
На пресс-конференции главный прокурор МТБЮ сказала, что не жалеет о том, что в результате суд не успел вынести вердикт хотя бы по одному обвинительному заключению. "Важно было не только вынести приговор Милошевичу, но и показать на процессе весь масштаб совершенных в бывшей Югославии преступлений", - подчеркнула она.
Дель Понте не сожалеет и том, что Милошевичу было разрешено самому защищать себя в суде. "Каждый обвиняемый имеет на это полное право. Милошевич идеально вел свою защиту", - сказала она.
Главный прокурор вновь заявила, что глубоко сожалеет о том, что в результате смерти Милошевича жертвы преступлений и их родственники лишились возможности стать свидетелями торжества правосудия. "Ведь преступления в бывшей Югославии затронули сотни тысяч людей", - отметила она.
Милошевич жаловался Лаврову, что ему дают не те лекарства
В отправленном в пятницу, 10 марта, письме в Россию экс-президент Югославии Слободан Милошевич сообщал, что ему дают не те лекарства. Об этом в воскресенье, 12 марта, заявил его адвокат Зденко Томанович, показав журналистам копию написанного от руки письма.
По сообщению Reuters, адвокат пояснил, что в письме, написанном Милошевичем за день до смерти, экс-президент просил министра иностранных дел России Сергея Лаврова о помощи.
По словам Томановича, в тюрьме Милошевич получал препараты, используемые только при лечении проказы и туберкулеза.
Тело Милошевича выдадут его семье
Тело Слободана Милошевича будет выдано его семье, сообщила в воскресенье, 12 марта, представитель Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) Александра Миленов.
"После проведения судебно-медицинской экспертизы тело Слободана Милошевича будет выдано его семье", - сказала она.
Она затруднилась сказать, где, когда и кому конкретно будет выдано тело бывшего югославского лидера и какая процедура будет предусмотрена на этот счет, отметив, что эти вопросы будут обсуждены с его родственниками сразу после окончания расследования обстоятельств смерти Милошевича.
По словам представителя МТБЮ, в ближайшее время пройдет заседание занимавшейся делом Милошевича судебной палаты номер три трибунала, на котором судьи официально оформят прекращение процесса по делу экс-президента Союзной Республики Югославии.
"О результатах вскрытия тела Милошевича и токсикологической экспертизы последует специальное сообщение трибунала. Не исключено и проведение пресс-конференции по этому вопросу", - отметила Миленов.
Ближайшие члены семьи Милошевича по-разному высказываются о том, где он должен быть похоронен. Вдова и сын, которые объявлены в международный розыск, и брат, который проживает в Москве, высказываются за похороны либо в России, либо в Сербии, а дочь - за похороны в семейном склепе в Черногории.
Борислав Милошевич считает, что его брат должен быть погребен на родине, но есть мнение, что экс-президента Югославии придется хоронить в России.
"Я по-прежнему считаю, что он должен быть похоронен в Сербии", - сказал Милошевич.
"Семья еще не решила, но рано или поздно, я уверен, Слободан будет похоронен в своей стране. Слободан ушел непобежденным и моральным победителем. И как выдающийся сын своего народа он должен быть похоронен на своей родине. Это нужно для сербского народа, для Сербии и Черногории", - заявил Борислав Милошевич.
Генерал-полковник Леонид Ивашов, выступавший свидетелем защиты на процессе Слободана Милошевича в Гааге, сказал "Интерфаксу" в понедельник, 13 марта, что в создавшейся ситуации семья бывшего югославского лидера, возможно, примет решение о том, чтобы провести похороны в Москве.
Слободан Милошевич скончался от инфаркта миокарда (Дополнено в 9:08 13 марта)
Слободан Милошевич скончался от инфаркта миокарда. К такому предварительному заключению пришли голландские паталогоанатомы, которые провели вскрытие тела бывшего президента Югославии. Окончательное заключение о причине смерти бывшего югославского лидера будет сделано на этой неделе после получения результатов токсикологической экспертизы.
Слободан Милошевич юридически остался невиновным
Главный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) Карла дель Понте признала, что в результате смерти Слободан Милошевич юридически остался невиновным. "Юридически вы правы. Презумпция невиновности по-прежнему в силе. Но у меня, прокурора, после стольких лет, что я преследовала его, гранитная убежденность в том, что он виновен", - заявила дель Понте в понедельник, 13 марта.
Вдова бывшего президента Югославии Слободана Милошевича - Мирьяна Маркович сообщила, что в последние дни перед смертью ее муж говорил, что чувствует себя изнуренным.
В интервью белградской газете "Вечерни новости" она отметила, что поэтому, вероятно, "все шло к тому, что случилось в субботу", когда Милошевич был найден мертвым в камере. В то же время, она выразила мнение, что могли оказать влияние "и другие факторы".
По словам вдовы Милошевича, МТБЮ "не разрешил ему заняться своим лечением и не позволил прервать судебный процесс, чтобы восстановить здоровье, хотя международный консилиум врачей установил, что он страдал от сердечно-сосудистых проблем".
Маркович подчеркнула, что, таким образом, "именно МТБЮ убил Милошевича, потому что у них (судей) не было оснований для вынесения ему приговора, но они не могли его и выпустить на свободу". "Это - запланированное физическое устранение", - сказала она.
Последний раз супруги общались по телефону в пятницу, 10 марта, вечером, накануне смерти, и он обещал позвонить утром в субботу. А виделись они в последний раз, по словам вдовы, три года и два месяца назад.