Украинский медиарынок: Западный инвестор наступает [ Редагувати ]

Печально, но факт: украинский медиарынок не живет, а существует; не развивается, а борется за выживание. Надежды на качественный прорыв отечественных медиа после Оранжевой революции оправдались лишь частично: больше никто не рассылает темники, журналисты вольны говорить и писать обо всем; но политический диктат сменился диктатом коммерческим. Если ранее журналисты работали за страх, то теперь - за деньги, и лишь единицы - за совесть. Хочется верить, что с окончанием выборов ситуация изменится в лучшую сторону.
Другим не менее важным аспектом для нормального функционирования украинского медиарынка является привлечение иностранных инвестиций. К сожалению, их объем на сегодня незначителен, однако эксперты отмечают появление позитивных тенденций, которые в будущем только усилятся. В нашем обзоре инвестиций мы сознательно не говорим о российских инвесторах в силу их весьма специфического отношения к понятию медиа-бизнеса и принципам работы подконтрольных им СМИ.
Пре$$а на выданье
Последней громкой новостью на украинском медиаполе стало заявление швейцарского издательского дома Ringier AG, крупнейшего в своей стране. Компания намерена в мае-июне запустить ежедневную развлекательную газету. По словам издателей, тираж издания составит не менее 50 тыс. экземпляров. Новому таблоиду предстоит побороться за симпатии читателей с такими "желтыми аборигенами" отечественного рынка прессы как "Бульвар Гордона", "Комсомольская правда" и "Экспресс-газета". Думается, Ringier это вполне по силам: медиакомпания издает более 40 газет и журналов в девяти странах мира, преимущественно как раз таблоидного характера. Кроме того, Ringier владеет более 20 интернет-порталами, осуществляет производство телепрограмм. Безусловным достоинством швейцарской компании следует считать то, что, как и страна ее "прописки", "желтый" Ringier предпочитает соблюдать нейтралитет и не лезть в "черную" политику. Так что вряд ли кому-нибудь из украинских чиновников удастся втянуть новый таблоид в сферу своего влияния.
Если Ringier только планирует выйти на украинский рынок, то немцы из Holtzbrinсk здесь уже закрепились. В конце прошлого года Holtzbrinсk через входящую в его состав издательскую группу Handelsblatt совместно с чешским издательством Economia a.s. и нашей "Украинской инвестиционной газетой" запустили ежедневную деловую газету "Дело". Для Handelsblatt приход в Украину стал очередным шагом по продвижению в страны Восточной Европы. Издательство уже ведет бизнес в Чехии, Словакии, Сербии, Болгарии. Председатель правления издательства Handelsblatt Харольда Мюссе утверждает, что они видят в Украине "огромный потенциал для роста. Это очень большая страна с динамично развивающейся экономикой, и мы давно изучали возможности для ведения бизнеса в Украине". Пока что "Дело" с тиражом в 16 тысяч экземпляров не претендует на лидерские позиции, но свой круг читателей у газеты уже имеется. В каких-либо порочащих репутацию политических связях "Дело" пока замечено не было, хотя издания Handelsblatt в Германии известны своими симпатиями к ХДС/ХСС.
Следующий западный инвестор в украинскую прессу не ограничивает себя только лишь медиа-бизнесом. Спектр деятельности норвежского концерна Orkla довольно широк - от пищевой до химической и деревообрабатывающей промышленности. На медиарынке Orkla является пятым по величине игроком всей Северной Европы, специализируясь на региональных изданиях. Именно инвестиции во львовский издательский дом "Высокий замок" позволили варягам с газетой "Высокий замок" завоевать лидирующие позиции на Западной Украине. Издания Orkla никогда не функционировали просто как "говорящие рты" каких-либо политических сил, хотя всегда являлись активными участниками политической жизни страны. В Норвегии вообще интересная традиция: не политики нанимают журналистов для выполнения какой-нибудь работы, а журналисты приглашают политиков писать в своих изданиях. Таким образом заполитизированность норвежской печати значительно уменьшилась. Похоже, Orkla с успехом реализует подобный сценарий и в Украине с помощью "Высокого замка".
"Западный $лед" в телевизоре
Ситуация с инвестициями в украинское телевидение и радиовещание кардинально отличается от положения дел на рынке прессы. Пробиться "в телевизор" иностранному инвестору намного сложнее, чем купить или основать газету. А радио из-за сравнительно небольших объемов рекламного рынка - основного источника доходов радиостанции - не является для него (инвестора) уж очень привлекательным. Тем не менее, "западный след" присутствует и здесь.
Самый известный игрок на отечественном телевизионном поле это, конечно, Central-European Media Enterprises (CME), возглавляемый американцем Рональдом Лаудером. По некоторым сведениям, СМЕ контролирует до 60 процентов акций "Студии 1+1" и после Оранжевой революции все активнее пытается влиять на политику канала. Хотя, по словам редактора ночных выпусков "ТСН" Роберта Опаленика, происходит это очень мягко и в основном путем повышения профессионализма коллектива "1+1". Видимо, Лаудер сотоварищи очень не хочет повторения ситуации 2003-2004 годов, когда, несмотря на его протесты, канал все-таки втянули в грязные манипуляционные игры.
Де-юре есть иностранные инвестиции и в СТБ (Shachar Enterprises inc. и Internews Neutoron, обе - США); и в "ТЕТ" (Suniflеon Holding Limited, Shonest Investments Limited, обе - Британские Виргинские острова); и даже в "5 канале" (ООО "Телерадиокомпания "НБМ" - "5 канал" владеет Cocoa and Sugar Int., Бельгія). Де-факто они являются скорее прикрытием реальных украинских владельцев. Поэтому говорить о какой-либо значительной их роли не приходится.
Радиорынок Украины тоже не может похвастаться обилием западных "вливаний". Так, французская компания Le Gardere имеет долю в "Европе+". Пока что самой крупной сделкой с участием западного капитала остается недавняя покупка ирландским медиа-холдингом Communicorp Group 100 процентов акций "Нашего радио" и "Апельсина". Региональный директор по Украине Богдан Козаченко сообщил тогда, что главный интерес для Дениса О'Брайена (владельца Communicorp) представляет бизнес, а не политика.
Говоря об украинском медиарынке, невозможно не упомянуть о Рупэрте Мэрдоке. Несмотря на то, что его прошлогодний визит в Украину пока что не увенчался какими-либо конкретными результатами, мало кто сомневается, что придет тот день, когда "акула" Мэрдок приплывет в Украину. В этом может быть довольно сильно заинтересована властная верхушка Украины, поскольку подконтрольные Мэрдоку СМИ в какой бы то ни было стране мира всегда славились своей лояльностью к власти. А в условиях, когда власть не хочет и не может контролировать прессу и ТВ, "дружеская" информподдержка была бы ей очень кстати. Ну а то, что с приходом Мэрдока грядет грандиозный передел медиарынка - это уже дело десятое, мол, пережили девяностые, переживем и старину Рупэрта.
Pro et contra
Отечественные медиаэксперты сходятся во мнении, что позитива в приходе западных инвесторов намного больше, чем негатива. В Украине их привлекает динамичность рынка и растущее понимание, что в данный период он может быть с успехом использован как средство быстрого обогащения; их мало интересует медиа как политический инструмент. Евгений Глибовицкий отмечает важность того, чтобы "собственником газет, радиостанций, телеканалов был медиа капитал, а не капитал иного происхождения". По его словам, только "профильный капитал способен приносить с собой новые технологии и вовремя реагировать на новые вызовы". Как следствие, должен повыситься профессионализм украинских журналистов и качество производимого ими медаипродукта.
"Приход западного инвестора существенно изменит правила игры на украинском медиарынке, сделает их более цивилизованными", - утверждает президент центра "Медиареформ" Сергей Квит. Хотя, по его словам, в первое время возможна ситуация, когда регуляционные требования, необходимые для нас, будут неприемлемы для инвестора. Но с установлением прозрачных правил и в процессе здоровой конкуренции эта проблема будет решена. Квит также не исключает, что некоторые украинские владельцы СМИ могут продать свои активы. "Виктору Пинчуку, например, придется расставлять приоритеты, решать что ему важнее и прибыльнее - производить трубы или ТВ-продукт", - отмечает Сергей Квит.
Ориентирование западных инвесторов на "деланье денег", а не на "игру в политику", с одной стороны, существенно повлияет на свободу прессы и слова. С другой стороны, тут есть одно "но". Проблема в том, что тенденция укрупнения медиа-конгломератов, которая превалирует в мире, может нести в себе угрозу разнообразию подаваемой информации. Ведь если все информационное пространство будет поделено между огромными холдингами, то станет доступным лишь ограниченное число взглядов на одну и ту же проблему. Пока что противостоять этому может лишь Интернет. Но и призывы к регулированию и соответственно контролю Сети звучат все чаще.
И последнее. Украина и США недавно в рамках переговоров по ВТО подписали протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг. Говорят, чтобы получить под документом американскую визу, украинские переговорщики пошли на существенные уступки в вопросе доступа американских структур на наш рынок аудиовизуальных услуг. Некоторые журналисты расценили это как прелюдию к полномасштабной интервенции американских и транснациональных медиа-корпораций на украинский информационный рынок. Мол, как только Украина вступит в ВТО (а произойдет это, по всей вероятности, либо в мае, либо в октябре этого года), - на наши медиапросторы быстренько высадится десант с Мэрдоком и Тернером во главе.
При написании статьи также использованы материалы Ketupa.net A Calson Analytics media resource, МедиаКритика, Українська асоціація видавців періодичної преси, Центр "МедіаРеформ"