Мнение о сайте пользователь составляет мгновенно [ Редагувати ]
Одной двадцатой доли секунды достаточно интернет-пользователю для оценки любого сайта. За 50 миллисекунд он составляет первое впечатление о веб-ресурсе и о его качестве. А затем решает, стоит ли там оставатися. К такому выводу пришли канадские психологи.
"Мы считали, что меньше чем за 500 миллисекунд рассмотреть хоть что-нибудь на сайте невозможно, но обнаружили, что достаточно в 10 раз меньшего количества времени, - говорять ученые. - Это значит, что если первое впечатление неблагоприятно, посетители покинут ваш сайт прежде, чем узнают, что вы собственно хотите им предложить".
Перед тем, как сделать столь смелый вывод, психологи провели несложные эксперименты с добровольцами. Разумеется, им показывали веб-страницы, предварительно отобранные по разности визуальной "атаки". Каждый сайт демонстрировался в течение 50 миллисекунд - практически столько же длится стандартный телевизионный кадр.
После показа волонтеров просили оценить страницы в плане визуальной привлекательности. Когда первые оценки были зафиксированы, добровольцам позволили неспешно рассмотреть и исследовать те же самые сайты. Выяснилось, что первые и последующие оценки совпадают.
Люди не любят ошибаться
Широко известно, что первые впечатления обычно являются решающими, но данное исследование показывает, что мозг может сделать суждение-вспышку почти с такой же скоростью, с какой глаз воспринимает информацию. Долгосрочный эффект первых впечатлений известен психологам как "гало-эффект" или "эффект ореола". В случае с сайтами это означает, что можно заманить пользователей привлекательным дизайном - чтобы их благоприятное отношение к обследуемому ресурсу сформировалось благодаря одному свойству. Вероятно, тогда посетители, пропустив какие-то недочёты и незначительные ошибки, смогут добраться до содержания сайта и оценить всё вместе взятое достаточно высоко.
"Это говорит о том, что мы очень быстро ставим оценки, основываясь на своего рода эмоциональной реакции, и наши более продуманные суждения всё ещё отражают то первое впечатление", - комментирует работу канадских коллег австралийский адъюнкт-профессор психологии Билл фон Хиппэль из университета Нового Южного Уэльса. Он говорит, что такая способность теоретически может помочь нам научиться быстрее реагировать в случае опасности.
Ученые видят причину "скоростных выводов" в "когнитивном уклоне": люди любят быть правыми, и использование сайта, который произвёл хорошее первое впечатление, помогает им "доказать" себе, что принятое первоначальное решение было правильным. Это явление, по словам исследователей, всё больше проникает в наше общество: даже врачи начинают руководствоваться своими начальными догадками, полагаясь на наиболее очевидный признак при постановке диагноза. "Это ужасно, но тенденция к быстрым заключениям намного более широко распространена, чем мы думаем", - признаются психологи.
Вряд ли найдётся владелец сайта, который не хотел бы задержать посетителя хотя бы на 51-52 миллисекунды. И логично поставить вопрос: как это сделать?
По поводу "секрета успеха" и ключевых компонентов красивого сайта мнения экспертов, как нетрудно догадаться, расходятся. Предлагается ограничить количества графики и материалов на странице. Или расположить навигацию там, где пользователь ожидает её увидеть, не грубить с рекламой и так далее. В целом, советы специалистов сильно отличаются, в том числе, из-за разницы менталитетов.
Главные же правила неплохо сформулировал Марк Кодрон из лондонского медиа-агентства Pod1. Он считает, что, прежде всего, пользователи заинтересованы в получении информации самым быстрым и самым простым из возможных способов. Ну, и стоит позаботиться о том, чтобы страницы загружались быстро. Иначе посетитель может не дождаться и получения первого, 50-миллисекундного впечатления.