Вопрос о рентабельности сельхозпредприятий остается открытым [ Редагувати ]

Уборку урожая по советской традиции привыкли именовать "битвой". Разумеется не из-за жертв. Просто страда требует огромного напряжения сил. Как аграриев, так и государства.
В 2002 году урожай выдался богатым. Как и прогнозировалось - намолочено более 35 миллионов тонн зерновых. Так что без хлеба страна не останется. Но вопрос о рентабельности хозяйств по-прежнему остается открытым. Поскольку цены на зерно остаются низкими. Правда, эксперты утверждают, что это временное явление.
Самая горячая для хлеборобов пора позади. Сбор урожая-2002 практически завершен. Обычно в такое время труженики полей могут позволить себе немного расслабиться. А вот руководителям сельхозпредприятий сейчас не до отдыха.
В 2002 году в землю вложили немало и сил и средств. Работали в поле в 40-градусную жару. Удобрений и топлива не жалели. Но, собрав богатый урожай, аграрии все же остались разочарованы. Цены на зерно оказались ниже, чем хотелось бы и чем того стоит тяжелый труд хлебороба. За тонну продовольственной пшеницы сегодня дают не больше 400 гривен, при ее себестоимости - 450. Да и то, покупателя днем с огнем не сыщешь.
Петр Папиженко, председатель ООО "Победитель": "Єсть хлiб, а настрою нема. Реалiзацiї немає, цiни надто низькi. Порахували скiльки нам треба заплатить, i по сьогоднiшнiх цiнах не покривається десь вiдсоткiв 20-30. І в такому відчаї - не знаєш, що його далі робить".
"Людина вклала скiльки горючого, всього, а як же їй розплатитися за все? I нас треба розсчитати, i за горюче треба заплатить. Не знаю, що воно буде".
И, казалось бы, винить здесь некого. Рынок есть рынок. Вот уже второй год подряд аграрии собирают хороший, а может быть, даже слишком хороший урожай. Хотят как лучше, а получается, что предложение на рынке зерна превышает спрос. К примеру, в 2001 году намолотили 40 миллионов тонн. Благо, почти 10 из них удалось продать за рубеж.
Да и то, остались излишки - несколько миллионов тонн. В 2002 году урожай ожидается почти такой же богатый. Но вот беда - экспортировать хлеб будет сложнее: Евросоюз хочет защитить своего производителя, поэтому грозится ввести на украинскую пшеницу суровые пошлины.
Не удивительно, что потенциальные покупатели зерна пока занимают выжидательную позицию.
Впрочем, преуспевающие аграрии ситуацию не драматизируют. Фермерское хозяйство Григория Кулиниченко - предмет зависти односельчан. Полторы тысячи гектаров земли с помощью современной техники было обработано силами 20 человек. Фермер говорит, что в убытке не останется.
Григорий Кулиниченко, фермер: "Цiни, якi склалися на ринку України, мене не лякають. Я був до них готовий. 4 роки назад пшениця теж коштувала 250 гривень. Частину зерна я продам, тому що треба погасити кредити, заплатити за лізинг, а решта буде чекати до кращих часiв. Я впевнений, що вони будуть. Наприклад, я ячмінь торiк не продав, а весною продав у пiвтори рази дорожче".
В том, что лучшие времена наступят, уверены и в Министерстве агрополитики. Его руководители советуют месяц-другой придержать урожай в закромах. Правда, точный прогноз насколько подорожает зерно осенью, не берется делать никто. Но предполагают, что цена возрастет на 15-20%. Ведь именно на август приходится пик падения цен. Не только в Украине, но и во всем мире.
Сергей Рыжук, министр аграрной политики Украины: "Можна взяти ще кредит, можна позичити кошти, щоб протриматись до осені і не здавати зерно за безцінь. Не оббирати самого себе. Це вже не державне зерно, це вже ваше, шановні добрі люди, розпоряджайтеся ним"
Правда, ждать до завтра могут позволить себе не все.
Виктор Ружанский, председатель ООО "Колос": "Нам сьогоднi треба заплатити людям зарплату за вiдпрацьований час, розрахуватися за кредити, якi ми брали, виплатити за горючо-мастильнi матерiали, за препарати захисту, якi ми теж брали в кредит. Десь процентiв 60% зараз треба реалiзувати, щоб покрити цi всi речi i забезпечити комплекс осiнньо-польових робiт".
Кстати, правительство пытается помочь крестьянам не только добрым советом. Министерство агрополитики ведет переговоры с Евросоюзом о предоставлении Украине беспошлинной квоты. И параллельно с этим ищет альтернативные рынки сбыта - североафриканские, азиатские, латиноамериканеские.
Кроме того, правительство стремится удержать цены с помощью так называемых залоговых закупок зерна. Это - своего рода эксперимент. Крестьяне могут сдать урожай под залог - за полцены. А осенью, когда товар подорожает, или получить остальные деньги, или забрать зерно и продать его самостоятельно.
Впрочем, делать это крестьяне не спешат. В Министерстве агрополитики даже сетуют, что хлеборобы - народ консервативный, и к различным новшествам относится насторожено.
Петр Папиженко : "Ми, можна сказати, були розбалованi. А тепер поки привикли в цьому ринку i зрозумiли, що тут треба зовсiм по iншому, що треба натягувати на плечi багаж i зовсiм по iншому працювати".
Спустя неделю-другую хлеборобы снова выйдут в поле. На подходе уборка сахарной свёклы и подготовка почвы к посеву озимых. Не в правилах украинских крестьян опускать руки. А даст Бог, говорят они, доживем и до лучших времен, когда труд хлебороба будет не только почетным, но и прибыльным.