Грузия не давала согласия на проведение Москвой военной операции в Панкисси [ Редагувати ]

Конечно, в Тбилиси антитеррористические устремления Кремля воспринимают несколько иначе, чем в Москве. Но в общем-то и в Багдаде к вероятной войне против Ирака относятся совсем не так как в Вашингтоне.
Понятие "Антитеррористическая операция" с недавних пор стало весьма емким, и успешно заменяет термины "вторжение" и "военная кампания". Россияне утверждают, что любые сравнения возможной акции в Грузии с войной в Афганистане или готовящейся атаке на Ирак - неуместны, поскольку смещать грузинское правительство никто не собирается. И все же, очистить Панкисси от боевиков, не спровоцировав, конфликт, Москве вряд ли удастся. Хотя бы потому, что грузинские власти согласие на проведение подобной операции пока не давали.
Нино Бурджанадзе, председатель парламента Грузии: "Мы неоднократно объясняли России почему мы не можем впустить ее войска в Панкисское ущелье. Эта территория населена кистинцами - фактически, это те же чеченцы. Ну, неужели вы не видите опасность того, что может произойти вооруженный конфликт? Если сейчас мы имеем политический конфликт, то будем иметь этнический.
Претензии Москвы в принципе, понятны, (если, конечно, не считать заявления Путина о том, что в Пакисси находятся организаторы терактов 11-го сентября). Чеченские боевики действительно бегут в Грузию, скрываясь от россиян, а потом - опять возвращаются в Чечню. Вполне естественно, что Кремлю это не нравится.
Странно другое - почему ультиматум прозвучал именно сейчас, когда грузины стянули в Панкисси чуть ли не половину своих войск. А если учесть, что длина ущелья - меньше сорока километров, спрятаться там теперь очень сложно. Именно поэтому спецслужбам удалось арестовать всего несколько человек. Остальные просто ушли в Россию, точно так же, как в свое время - пробрались в Грузию. Многие аналитики - в том числе и российские - уверены: решение Москвы выдвинуть ультиматум связано с готовящейся операцией в Ираке. Якобы существует договоренность между Бушем и Путиным: Кремль не вмешивается в иракские дела, Белый Дом закрывает глаза на грузинско-российские проблемы. По некоторым данным, президенты двух стран обсудили это по телефону еще в начале сентября.
Правда, Вашингтон заявил, что не будет поддерживать операцию россиян. Но и осуждать планы Путина тоже не стал. В Кремле говорят, что такие предположения абсурдны. Да и вообще - Владимира Путина просто неправильно поняли. Его речь - на самом деле не ультиматум, а скорее предложение помощи в борьбе с террористами. Россияне уверяют, что заинтересованы в партнерстве с сильной благополучной страной, и хотят видеть ее именно такой. В Тбилиси же убеждены - боевики - повод, который Кремль использует, чтобы надавить на Грузию.
Эдуард Шеварднадзе, президент Грузии: "С такими аргументами Россия может с равным успехом атаковать Украину, Беларусь, или к примеру страны Прибалтики. Почему Грузия? В чем мы провинились?"
По мнению грузинских политологов, сегодняшний конфликт - продолжение давнего спора между двумя государствами. Вопрос только в том, как далеко политики готовы зайти на этот раз.
В Панкисском ущелье семнадцать населенных пунктов, где проживает около десяти тысяч человек. Нетрудно представить, какими могут быть последствия военного вторжения, даже если цель спецоперации - уничтожить только боевиков.