Берегись автомобиля [ Редагувати ]

"Каждый, кто не имеет автомобиля, мечтает его купить. Тот, кто имеет - мечтает его продать"
Х/ф "Берегись автомобиля"
Есть спрос, а значит, появится и предложение. Торговля автомобилями всегда была прибыльным делом. Особенно если подойти к этому с фантазией. К примеру, хочется иномарку - хорошую, и не дорогую, естественно. Но угнетает возня с "растаможкой" автомобиля, которая обойдется в половину его стоимости, регистрацией машины и прочими формальностями, связанными с легализацией железного коня на территории Украины. И, кажется, отдал бы и больше денег, только чтобы не ведать мороки. С другой стороны - зачем, если можно заплатить гораздо меньше? Но - людям, знающим толк в этом деле. И проблемы - как ни бывало. Так знающие люди экономят ваше время и ваши деньги, разоряя при этом государственную казну.
Сотрудникам УБОПа Ривненской области поступила оперативная информация о том, что в филиале одного из автосалонов по очень низкой цене реализуются автомобили престижных марок 2000-го - 2001-го года выпуска. Их стоимость была настолько мала, что автомобили, по сути, должны были представлять собой груду металлолома. Кому понадобились непригодные для эксплуатации машины? Это и решили выяснить оперативники.
Игорь Хоний, начальник УБОП УМВДУ в Ривненской области: "Надiйшла iнформацiя, що просто по смiхотворних цiнах автомобiлi становляться на облiк, продаються - ну i уходять з нашої областi. Це, звичайно, не може досвiдченому оперативнику заiнтерисувати таке питання. Ми спочатку, щоб легалiзувати всi нашi оперативнi матерiали, порушили кримiнальну справу вiдносно деяких посадових осiб i почали розслiдування, збiр накопичення офiцiйних документiв. Тому що справи по лiнiї УБОЗу, вони розслiдуються досить тривалий час, тому, що вони є об'ємні".
Первые же результаты свидетельствовали, что автомобили, привезенные из-за рубежа, являлись непригодными для эксплуатации только на бумаге. Весьма подозрительным оперативникам показалось и то, что все 10 иномарок были поставлены на учет в МРЭО, благодаря справкам-счетам, выданным одним и тем же автосалоном. Причем, таким образом регистрировались сразу несколько машин. А уж цена автомобилей - около 4-х с половиной тысяч гривен за единицу - вызывала, по меньшей, мере недоумение. Ведь продавались "Mercedes", "BMW", "Audi", "Toyota Landcruiser" 2000-го - 2001-го года выпуска. Себестоимость этих машин превышает цену продажи даже на территории другой страны. В то, что подобным бизнесом кто-то занимается себе в убыток, верилось с трудом.
Возникла другая версия низкой цены столь дорогих автомобилей - простите за каламбур. Причина могла быть только одна - плохое состояние машин. Но в таком случае - кому нужны авто, на ремонт которых потребуется несколько десятков тысяч долларов. Предположение, что кто-то закупает этот металлолом, чтобы полностью восстановить машину в Украине, тоже было провальным. Даже по самым скромным подсчетам: закупка, транспортировка и последующие работы, связанные с капремонтом иномарок, обойдутся дороже, чем приобретение аналогичных моделей.
Автосалон был взят под наблюдение. Нужно было установить: откуда поступают машины, и в каком они состоянии. Следили также за директором и сотрудниками фирмы. Чтобы понять, с кем в этот раз столкнулись, оперативники отправили запрос в налоговую инспекцию. Хотелось точно знать, каково состояние дел предприятия. Но кроме нескольких незначительных нарушений за автосалоном ничего криминального не числилось. Согласно информации из налоговой, дела у руководства фирмы шли довольно неплохо. Милиция же отметила обратное: за все время наблюдений посетителей в салоне было немного. Да и те приходили, смотрели, но ни одну из машин так и не купили.
А наибольшие подозрения вызвали контакты директора. Слишком уж часто он общался с представителями Государственной исполнительной службы Демеевского района Ривненской области. И обсуждали они совсем не личные проблемы.
/телефонный разговор, прослушивание/
- Ну, что Николаевич у тебя был?
- Да, был.
- Когда новую партию оформляем?
- Так это ж не мы с тобой решаем.
- Просто думал, ты знаешь.
- Наверное, скоро, очередные документы я ему уже подготовили, так что жди.
- Он тебе деньги за прошлый раз завез?
- Да.
- А ты отхватил?
- Да, скоро надо подвязывать с этим делом, а то погорим.
- Да не хнычь ты, Николаевич умный мужик, все будет нормально".
Этот разговор, разумеется, заинтересовал оперативников. Стали проверять, какими же делами связаны эти двое.
И удалось выяснить, что через автосалон Файного были проданы автомобили, описанные и арестованные работниками Государственной исполнительной службы. А столь низкая цена машин обусловлена тем, что их изъяли. В судебном порядке, у граждан, не выполнивших кредитных обязательств и не возвративших в положенный срок денег в один из кредитных союзов.
На первый взгляд все выглядело вполне легально. Автомобили изымались согласно решению суда. Производилась их опись и оценка. Потом машины направлялись на реализацию через частное предприятие - деньги от продажи должны были поступить кредитору их бывшего владельца. А покупатель регистрировал авто в МРЭО ГАИ Ривненской области. Все вроде бы законно. Если бы не несколько "но". За все время оперативных мероприятий ни один из сотрудников не видел самого предмета расследования - иномарок. Хотя, по документам, через салон прошло уже около двухсот автомобилей. Кроме того, оставалось непонятным, почему все кредиты, на сумму до ста тысяч гривен каждый, были оформлены максимум на двухнедельный срок. Вроде бы мелочи. Но именно благодаря таким мелочам сотрудникам правоохранительных органов удается распутать самые сложные преступления.
План оперативных мероприятий включал в себя и опрос бывших владельцев автотранспорта. После разговора с ними стало ясно, что никто из так называемых должников никаких кредитов нигде не брал. Более того, о машинах, которые у них якобы изъяли согласно решению суда, они слыхом не слыхивали. Но всех этих людей объединяло одно - в разное время они предоставляли свои паспортные данные друзьям и приятелям за небольшое вознаграждение - от 20 до 50 долларов. А согласно все тем же документам ОГИС, во дворе одного из частных домов общей площадью 126 квадратных метров, одновременно находились 90 (!!!) иномарок. Такой вот весьма внушительный автопарк.
Василий Кундык, заместитель начальника Управления за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания досудебным следствием прокуратуры Ривненской области: "Прокуратура областi спiльно з УБОЗом i службою безпеки, з управлiнням внутрiшнiх справ, з податковою мiлiцiєю почали вивчати дане питання. I в процесi дослiдчої перевiрки встановили, що в дiйсностi через органи Державної виконавчої служби, через органи МРЕВ ДАI проходили по злочинних схемах легалiзацiя автомашин, ввезених на територiю України з-за кордону. Це стало пiдставою для порушення кримiнальної справи".
Однако до завершения расследования было еще далеко. Оперативники выяснили, какова цель махинаций - легализация автомобилей. Но для кого и за чьи деньги? Схема была не полностью раскрыта. И самое главное - не установлен организатор преступления. Работа продолжалась.
Николай Голомша, прокурор Ривненской области, Государственный советник юстиции 3-го класса: "Були задiянi рiзнi посадовi особи, але, в першу чергу, це, що нас насторожує, це керiвництво Державної виконавчої служби i державний виконавець. Одразу хочу сказати, що вони одразу ж були затриманi, а в подальшому суд дав санкцiю на їх арешт, i до кiнця розслiдування вони утримувалися пiд вартою. Я вважаю, що посадовцi не повиннi вдаватися до корумпованих зв'язків, i коли це стає зрозумiло, що вже той, хто одного разу став на такий шлях, має певнi зобов'язання перед своїми кредиторами. В такий спосiб тi, хто давали грошi, почали залякувати розкриттям дiяльностi. Очевидно, про це не говорить обвинувачений, а, можливо, i просто залякував, тому що грошi роблять свою справу".
Работа велась очень активно. Собирались доказательства причастности к афере других людей. Отслеживались связи подозреваемых - все было направленно на то, чтобы задержать организатора. Оперативники торопились, поскольку опасались, что спонсор проекта может скрыться, как только узнает об арестах соучастников. Задержанные к тому времени дали описание некоего Дубича Сергея Николаевича - человека, который руководил всем предприятием.
Хотя у милиции были и характеристика, и фоторобот главного подозреваемого, найти его оказалось не так просто. Ловкий делец предусмотрительно избегал оставлять свои координаты и паспортные данные на каких-либо документах. Схема действовала всего два месяца, и за этот срок предприимчивые сотрудники исполнительной службы не успели достаточно близко познакомиться с Сергеем Николаевичем. Деньги от него они получали исправно - по полторы тысячи за автомобиль - и ни о чем не беспокоились. Прибегнув к несложным расчетам, можно без труда определить, сколько успели заработать люди, которые сейчас находятся под следствием.
Найти координаты Дубича попытались через базу данных о жителях Ривненской области. Но это результата не принесло, также как и запросы, направленные в другие регионы. Тем временем собиралось все больше доказательств против остальных участников аферы. Задерживались все новые и новые люди. Дошло дело и до работников МРЭО - последней инстанции в хитроумной преступной схеме. Именно в МРЭО оформлялись документы, указывающие на то, что автомобили полностью легальные.
Михаил Цымбалюк, начальник УМВДУ в Ривненской области: "Зокрема, це вони самi виконували цю брудну справу. Вражає така, як кажуть, їхня... вони ж бачили i розумiли, на що йдуть. Вражає їхня така справжня злочинна байдужiсть. Вони навiть не можуть пояснити, чому вони це робили - зрозумiло було. Автомобiлi реєструвалися, велика дуже кiлькiсть, в один i той же самий день. i в той же день вони знімались з облiку - це є дуже велике порушення наказу, iнструкцiй про реєстрацію транспортних засобiв. Через те посадова особа, яка займається реєстрацією навiть i працiвник, який працює декiлька днiв, вiн, все ж таки, ознайомившись з наказом, iнструкцiєю, розумiє, що це категорично заборонено робити - це говорить про те, що люди свiдомо йшли на таке порушення".
Усилия оперативников были вознаграждены сполна. Пресловутого Сергея Николаевича все же удалось задержать, когда он попытался связаться с сообщниками по телефону. Телефонные разговоры всех, кто находился под подозрением, прослушивались.
/автоответчик/
- Остап Федорович, Сергей Николаевич беспокоит, жаль, что Вас не застал. Как только появитесь, перезвоните мне по телефону... Я переехал, и это мой новый телефон. Мне нужно с
Вами кое-что обсудить.
Оперативные группы сразу же отправились по двум адресам - адресу, откуда звонили - оказалось из таксофона, и адресу, соответствующему названному номеру телефона. Ждать долго не пришлось. Группа захвата сработала настолько четко и быстро, что прибыла на квартиру раньше хозяина. Он как раз возвращался домой после звонка Остапу Федоровичу Гавришу.
Василий Кундык, заместитель начальника Управления за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания досудебным следствием прокуратуры Ривненской области: "На сьогоднішній день всi члени групи злочинної притягненi до кримiнальної вiдповiдальностi - трьох iз них арештовано. В забезпечення вiдшкодування збиткiв державi органами слiдства накладено арешт на чотири автомашини та на майно обвинувачених".
Как окажется в последствии, Друбич, а на самом деле Свахин Сергей Николаевич, нигде не работавший житель Ривненской области, пришел домой за вещами. В очередной раз переезжал. Если бы не оперативные действия милиции, преступник бы успел скрыться. После задержания организатора аферы были разоблачены и остальные её участники.
Однако и на этом работа следственно-оперативной группы не закончилась. Теперь сотрудники правоохранительных органов должны были собрать все материалы по данному делу и подготовить доказательства преступной деятельности каждого подозреваемого.
Полностью схема махинаций предстала перед следователями только тогда, когда работа по документированию противозаконных действий подозреваемых была завершена. И выглядела эта схема приблизительно так. Автомобили попадали на территорию Украины, как выразился один из сотрудников УБОПа, по воздуху. То есть таможенные декларации на них были, а регистрация пересечения автомобилями границы на самой таможне, по какой-то причине, отсутствовала. Большинство машин "пригонялись" под заказ, и их сразу же отправляли клиенту, а остальные автомобили в определенном месте дожидались легализации или покупателя. Декларации, разумеется, были заполнены на третьих лиц. Тех самых, которые за предоставление своих паспортных данных получили деньги.
Игорь Хоний, начальник УБОП УМВДУ в Ривненской области: "По фіктивних документах складені позики, будто громадяни Рівного, Волині позичали грошi у цiй спiлцi - на тиждень, на двi недiлi, а пiзнiше, по виходу термiнiв, повернення грошей необхiдно. Вони мали повернути грошi назад у цю спiлку, але не повертали, тому, що не мали як. Посадовi особи цiєї спiлки подавали на цих громадян до суду, так як будто цi громадяни заборгували спiлцi як юридичнiй фiрмi, i суд, цiлком закономiрно, в принципi, виносив рiшення про повернення, вiдшкодування збиткiв".
Этот кредит, в размере ста тысяч гривен, оформлялся, как правило, все на те же паспорта. Владельцы которых даже не подозревали, что располагали такими средствами. Работали исключительно бумаги, деньги и связи человека, придумавшего схему.
Исполнительная служба, согласно решению суда, обязана была описать и арестовать имущество должника. Эта процедура проходила просто, никто из ее участников даже не покидал кабинета. Никому из них не казалось странным, что имуществом сельских жителей были новенькие иномарки. При чем в количестве, который не каждый автосалон может себе позволить. Помните о 90 автомобилях на 126 метрах? Как выяснилось, государственные исполнители все писали под диктовку Сергея Николаевича.
"Пиши, пиши. Вино разбила пять бутылок - Шесть! - Ну, пиши шесть!"
Х/ф "Кавказская пленница"
Немногим позже, опять же не без помощи Сергея Николаевича и зеленых купюр, автомобили оценивались экспертом. Тоже прямо в кабинете, под диктовку. Вот некоторые примеры:
"Mercedes Benz" 2000-го года выпуска - автомобиль, средняя стоимость которого 100 тысяч гривен, - согласно документации был продан всего за - 1802. "Mercedes" класса Е, год выпуска двухтысячный, реальная стоимость на рынке около 125-ти тысяч гривен, ушел за 2006 гривен и 50 копеек. - "Audi А8" - сошедшая с конвейера в 1996-ом году, оценивающаяся в 150- тысяч гривен - была продана за 1595 гривен.
Объясняется низкая цена автомобилей очень просто. Чем меньше их стоимость, тем с большей вероятностью их можно записать в счет погашения кредита. То есть за один кредит можно описать около 20 автомобилей.
Василий Кундык, заместитель начальника Управления за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания досудебным следствием прокуратуры Ривненской области: "Направляли данi фiктивнi документи далi для реалiзацiї автомашин в торгову мережу, де одержували довідки-рахунки, що стало пiдставою їх реєстрації в органах МРЕВ ДАІ. А пiсля цього цi машини продавались в рiзнi областi нашої держави: місто Київ, Одеса, Крим та iншi мiста".
Как говорится - просто и гениально. Таким образом злоумышленникам удалось в течение двух месяцев легализовать 282 автомобиля. Нанеся тем самым шестимиллионный ущерб государственной казне.
"Я за машину Родину продал! - Прошу факт продажи Родины занести в протокол!"
Х/ф "Гараж"
Михаил Цымбалюк, начальник УМВДУ в Ривненской области: "Служба безпеки, прокуратура наша, шосте управлiння, працюють над тим, щоб можна було як найшвидше виявити i встановити весь круг осiб, якi входили до цiєї, прямо кажучи, злочинної групи. На сьогоднішній день пiдраховуються збитки, нанесенi державi в результатi незаконної легалiзацiї".
Николай Голомша, прокурор Ривненской области, Государственный советник юстиции 3-го класса: "Нами порушено 6 кримiнальних справ з приводу незаконної легалізації автомобiлiв, де проходять виключно посадовi особи: керівники, заступники, спецiалiсти, керiвники кредитних установ. Керiвники торгових пiдприємств, якi вдавалися до незаконної легалізації автомобiлiв. Зокрема i зараз, у зв'язку iз поставленим завданням генеральним прокурором iз приходом начальника управлiння внутрiшнiх справ. Провадимо серйозну справу, яка порушена органами безпеки Рiвненської областi, проти посадовцiв, керiвникiв МРЕВ ДАІ, якi вдалися до незаконної легалiзацiї автомобiлiв".
Михаил Цымбалюк, начальник УМВДУ в Ривненской области: "Я думаю, що будуть названi новi iмена тих людей, якi зловживали службовим становищем. І я думаю, що прийдеться, дай Боже, щоб обiйшлося цими двома працiвниками, щоб не прийшлось ще звiльняти i притягувати до кримiнальної вiдповiдальностi працiвникiв мiлiцiї Рiвненщини".
А граждан, которые стремятся сэкономить на оформлении автомобиля, хотим предостеречь. Согласно закону, машины, легализованные таким путем, изымаются у владельцев и возвращаются только после оплаты хозяином всех необходимых процедур.
Точки над "І" в этом деле, материалы которого насчитывают 20 томов, конечно же, расставит суд, и преступники понесут наказание. А мне хочется еще раз напомнить телезрителям - бесплатный сыр бывает только в мышеловках. Не обращайтесь за содействием к людям, действия которых могут повлечь за собой уголовную ответственность.