Октябрь уж наступил. А нового закона "О выборах" так и нет... [ Редагувати ]
Отечественные парламентарии на минувшей неделе, правда, были озабочены не столько судьбой газовых соглашений, сколько собственным будущим. А оно пока представляется туманным. Новый закон о выборах не подписан, старый - признан не соответствующим Конституции, что называется, в самом интересном месте - там, где говорится о выдвижении кандидатов. Единственное о чем можно сказать определенно, так это о том, что выборы состоятся 31 марта. Но какие могут быть выборы без кандидатов. Как говорил герой одного фильма, это всё равно, что брачная ночь без невесты.
Октябрь уж наступил. А нового закона "О выборах" как не было, так и нет. Документ, принятый Верховной Радой 13 сентября, Президент не подписал. Приговор был оглашен 4 октября в 17:30 по киевскому времени заместителем главы президентской Администрации Леонидом Пидпаловым.
Правда, причиной очередного, уже четвертого вето, не стали пропорции избираемых по партийным спискам и мажоритарным округам депутатов - в этом вопросе замечания главы государства парламентарии учли. На этот раз камнем преткновения стали сроки проведения кампании и процедура формирования избирательных комиссий. Заветированный документ предполагал, что комиссии будут формироваться из представителей партий - в первую очередь тех, которые преодолели 4-х процентный барьер на прошлых выборах. Именно это положение критиковали члены тех партий, которые в 98-ом году проиграли, но за четыре года накопили сил и теперь рассчитывают на более удачный для себя исход кампании.
Андрей Деркач, народный депутат Украины, группа ''трудовая Украина'': "В данном случае мы видим явное несоответствие Конституции, явное наличие разных прав у партий контролировать выборы".
Правда, партий в Украине - 123. А комиссия, состоящая из сотни с лишним человек - очевидно неработоспособна. Рассчитывать, что политические лидеры сами смогут полюбовно договориться - что-то из области фантастики. Существует ли какой-либо другой критерий отбора, кроме результатов прошлых выборов - возможно, но пока никто его не назвал. Можно, конечно, вообще отказаться от партийного принципа формирования комиссий. Но если этим займутся местные власти - считать комиссии независимыми смогут только очень наивные люди.
Александр Вишняк, доктор социологических наук: "Это выгодно тем политическим силам, которым было выгодно выдергивание законов и по другой избирательной системе. И по пропорциональной, и по 75 и 25, и нынешнего закона. Те политические силы, которые не имеют шансов выиграть выборы без административного ресурса".
Впрочем, Президент не говорит о том, как именно должны формироваться избирательные комиссии. Он просто настаивает, что норма нужна чёткая, не допускающая произвольных толкований.
Леонид Пидпалов, заместитель главы Администрации президента Украины: "В принципі, Президент не заперечує, щоб представників до окружних і виборчих комісій пропонували партії, чи їх осередки, чи кандидати в депутати. Він тільки пропонує, щоб чітко був визначений кількісний склад комісії. І пропонує, щоб склад окружних комісій був 8-12 осіб, а склад дільничних комісій - 8-20 осіб. Всі партії абсолютно мають право брати участь у формуванні цих комісій".
Еще одним спорным моментом стали сроки избирательной компании. Президент считает, что трех месяцев соискателям депутатских мандатов вполне хватит. К тому же процедуру сбора полумиллиона подписей можно заменить денежным залогом и при всех недостатках такой меры она позволяет сэкономить около месяца. Можно сократить и время на агитацию. Тем более, что она уже ведётся вовсю без всякого закона.
Андрей Деркач, народный депутат Украины, группа ''трудовая Украина'': "У нас выборы, как и зима, всегда наступают неожиданно в государстве. Все партии готовились, знали, а то, что касается начала официальной агитации или сбора подписей, то это действительно должно быть регламентировано законом. И это не может быть 180 дней, 170 или 150 дней".
Сергей Довгань, народный депутат Украины: "Якщо швидко буде виписана процедура висування, то на агітацію три місяці вистачає. Бо вона ведеться од виборів до виборів, ви це знаєте..."
Еще один аргумент в пользу сокращения сроков - до 12 октября новый закон просто не успеет вступить силу, а потому время избирательной компании ...уменьшается в любом случае.
Михаил Погребинский, директор Института политических исследований и конфликтологии: "Если сроки будут сокращены, скажем до 90 дней, то тогда есть спокойная возможность 15 или даже 22-го проголосовать за предложенный президентом вариант закона и до конца октября получить подписанный Президентом закон. Кампания фактически начнется в декабре. Есть время и для проведения съездов, и для подготовки команды и так далее".
Депутаты, конечно, могут попробовать преодолеть вето. Но все предыдущие попытки результата не принесли. И даже если попытка номер пять будет успешной, это, по большому счёту, ничего не меняет.
Леонид Кравчук, народный депутат Украины, фракция СДПУ(О): "Ну, можна подолати, але у Президента є аргумент - він подасть до Конституційного суду. А скільки буде розглядати Конституційний суд - скільки захоче. Який висновок? Час іде, а вибори за Конституцією повинні відбутися в березні. Таким чином, всі зацікавлені в тому, щоб вибори пройшли демократично, але і в тому, щоб виборці прийшли до урни свідомо, і був в нього час".
Виктор Пинзеник, народный депутат Украины, лидер фракции ''Реформы-конгресс'': "Парламент не зможе подолати вето, 300 голосів не набере".
На сей раз даже непримиримые левые солидарны с правыми в том, что компромисс - единственное условие для начала предвыборного марафона. Они также не питают наивных надежд на то, что 12 октября Центризбирком выстрелит из стартового пистолета.
Георгий Крючков, народный депутат Украины, фракция КПУ: "Ну, наверное, будет какой-то торг в отношении сроков избирательной кампании. Может быть, президент смилостивится и согласится не на 90, а на 120 дней, я не исключаю такого варианта".
В общем, президентское вето хоть и добавило парламентариям работы на ближайшие две недели, но катастрофой не стало. Как бы там ни было, дату парламентских выборов, 31 марта, знают все. Предвыборная кампания давно уж началась и без всяких на то благословений.
Кстати, о предвыборной кампании. На минувшей неделе особую активность проявляли два блока. Первый - известный под аббревиатурой ТУНДРА - наконец приобрёл официальное и более благозвучное название "За единую Украину". Острословы, правда, сразу придумали новую аббревиатуру - "За ЕдУ". Но избирателям это может даже понравиться. И, к тому же, не придётся путать с другим, не менее активным на прошлой неделе объединением "Наша Украина". Её лидер наконец обнародовал список участников проекта. Как и предполагалось, к национал-демократам решили присоединиться "Солидарность" и Либеральная партия - та, которую возглавляет Владимир Щербань. Насколько комфортно будут чувствовать себя в одной компании, к примеру, Щербань и Костенко с Пинзенником, - сказать пока сложно. Поживём - увидим.