Тарифная инструкция [ Редагувати ]

Система тарифообразования в железнодорожной отрасли уже давно требует хотя бы незначительного "косметического ремонта", справедливо считают в Укрзализныце. Иначе и далее будет продолжаться конфронтация между перевозчиком и его клиентами. Как считают многие эксперты, ценообразование на железной дороге сегодня заложник политической, а не экономической ситуации. От этого уже отошли даже в России. Независимо от того, представители какого бизнеса восседают во власти, там индексация тарифов утверждается вместе с госбюджетом на следующий год - говорит Виктор Черный, первый заместитель начальника коммерческого управления Укрзализныци. При этом грузоотправители наперед (уже практически на конец лета) знают, по каким ценам они будут возить грузы в следующем году. Соответственно можно формировать какие-то бизнес-планы на будущее.
В Украине пока новые железнодорожные расценки появляются, как гром сред ясного неба. Решение правительства подкорректировать прайсы УЗ может быть принято в течение года. Например, финансовый план на текущий год со всеми вытекающими из него индексациями приняли уже в конце мая. Следовательно, грузоотправителям приходится на ходу менять планы, географию поставок, налоговые перспективы и т.д. Кроме того, летом Верховная Рада чуть было не решила вопрос о передаче себе права формировать железнодорожные цены. Если бы такое произошло, система тарифообразования в отрасли стала бы еще более инерционной. Поэтому тут железнодорожники уже давно выступают за то, чтобы все эти вопросы оперативно решала независимый орган по типу Федеральной комиссии по тарифам в России или же профильное министерство, которое оперативно может согласовывать свои планы, скажем, с Минэкономики.
Тарифное равноправие по версии ВТО
Основным камнем преткновения сейчас между Укрзализныцей и основными ее клиентами (металлургами, горнообогатителями и нефтетрейдерами) есть желание железнодорожников выполнить требование ВТО, поскольку Украина уже стопроцентно решила присоединяться к этой организации. При этом западный мир совсем не требуют от Украины уравняться в тарифном плане с общими тенденциями на мировом транспортном рынке. А просто сделать свои расценки одинаковыми: внутренние, импортные, экспортные. По данным Укрзализныци, украинская железная дорога по тарифной нагрузке на сегодня серьезно отстала даже от соседних подобных администраций стран СНГ. Если брать за предыдущий год (этот пока еще не подсчитан), то финансовая нагрузка на грузоотправителей составляла около 7 долларов на каждой тонне - утверждает г-н Черный. Например, в России этот показатель превышает 20 долларов. О Европе не стоит и говорить. По словам Черного, Укрзализныця за последние годы наращивала свои доходы преимущественно не за счет увеличения тарифов, а благодаря успешной тактике наращивания грузопотока. Сегодня УЗ за год перевозит не менее 450 миллионов тонн грузов.
Другая тема - выравнивание тарифов. В предыдущие годы промышленное лобби постепенно добилось значительных скидок на перевозку своих грузов, особенно на экспорт. Это ни что иное как, способ субсидирования одной отрасли за счет другой - считают железнодорожники. В ВТО такие методы неприемлемы. По требованиям этой организации, страна-участник не должна поддерживать одни сектора экономики за счет других. Все методы такого регулирования должны быть упразднены, за исключением таможенных. Учитывая четкий курс, который Украина взяла на ВТО, Укрзализныця еще в конце 2005 года подготовила проект нового тарифного сборника. Это документ, согласно которому формируются тарифные условия для грузоотправителей. Уже почти год, как этот проект гуляет по правительственным кабинетам. Процедура согласования практически завершена и на днях стало известно, что Минтранссвязи готово запустить сборник в работу. По некоторым грузам индексация солидная. Например, стоимость экспортных перевозок каменного угля повысится на 40%. Тоже касается и железорудного сырья. В этой сфере разница между экспортным и внутренним тарифами составляет 40%. Экспорт дешевле. На сырую нефть железнодорожные расценки вырастут на 6% импортные и на 5,9% экспорт. Цифры установлены по требованию ВТО - утверждают в Укрзализныце. Средняя индексация по новому сборнику составит 20%. При этом другого пути на сегодня нет. Ведь скидки, установленные в прошлом на некоторые виды грузов действительно немалые и фактически являются неплохой субсидией со стороны государственного предприятия (Укрзализныци) коммерческим компаниям. Если тарифы уравнять, УЗ сможет дополнительно получить от грузоперевозок свыше 4 миллиардов гривен. А это уже средства на обновление подвижного состава, крайне необходимого для тех же грузоотправителей. 10 тысяч полувагонов - это в районе 2 миллиардов гривен.
Отдельный вопрос - пассажиры
Железная дорога настаивает на необходимости выравнивать тарифы на межгосударственные пассажирские перевозки. Об этом заявив уже сам генеральный директор отрасли Владимир Козак. Он обозначил, что наши цены на билеты сегодня ниже, чем российские. "РЖД имеют право устанавливать расценки на международных пассажирских перевозках без согласования с государством. Поскольку сейчас есть повышенный спрос, РЖД и приняли решение о повышении", - сказал он. По его словам, если украинские тарифы отличаются от российских, Укрзализныця вынуждена будет платить РФ за счет собственных средств. Учитывая это, УЗ рассматривает вопрос выравнивания тарифов, чтобы не нести дополнительные убытки на ровном месте. Ведь и без этого, до конца года, по данным УЗ, пассажирский сектор "заработает" убытков на 2,5 миллиарда гривен. Владимир Козак также напомнил, что пассажирские перевозки убыточны и в России. Между тем некоторые государства СНГ пытаются решить эту проблему путем госдотаций. Например "Казахские железные дороги" получили от государства около 90 миллионов долларов дотаций. РЖД в этом году впервые получит из госбюджета поддержку в размере 30 миллионов долларов. В Украине такого пока нет. Более того, у нас действует закон о железнодорожном транспорте, согласно которому обновление подвижного состава в пассекторе осуществляется за счет госсредств. Но пока и тут подвижек не было. За годы независимости УЗ покупала новые вагоны за счет своих заработков.