В год Огненной свиньи можно ожидать экономического подъема [ Редагувати ]
В год Огненной свиньи можно ожидать расцвета религиозности, а также экономического подъема, сообщил представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Санжей-лама.
По лунному календарю, которого придерживаются буддисты, Новый год (Сагаалган) наступает 18 февраля. Но 20-дневный "новогодний марафон" традиционно стартует на несколько дней раньше, и в пятницу ритуальные торжества уже в разгаре.
Чтобы год огненной стихии удался, надо соблюдать три фактора: "уделять больше внимания духовному", "хранить тепло", избегая конфликтов и пожаров (в переносном и прямом смысле), и "поднимать экономику". Причем, последнее касается как семейного, так и государственного бюджета.
"В этом году можно ожидать экономического подъема. Для этого, конечно, нужно работать. В том числе, над настроением - чтобы избегать возможной апатии", - посоветовал лама.
Годом Огненной свиньи заканчивается очередной 12-летний цикл, в котором каждому году соответствует одно из 12-ти животных и определенная стихия (прошлый год "принадлежал" Огненной собаке). Завершение цикла, подчеркнул лама, - благоприятное время для проявления личностных качеств и "утверждения позиций".
Что касается духовности, то, по прогнозам Санжей-ламы, Огненная свинья способствует осмыслению предельных основ бытия. Поэтому "в этом году могут быть религиозные мероприятия международного масштаба".
В личной жизни рекомендуется хранить тепло в душе и уют в доме, не разжигать вражды, не допускать даже малейших конфликтов. В международном масштабе они могут привести к жестоким войнам.
Кроме того, предупредил лама, в этом году надо, на всякий случай, быть готовыми к "метеоритным падениям, наводнениям и прочим стихийным бедствиям, связанным с осадками".
"С огнем нельзя шутить, его нельзя осквернять, нельзя проявлять несдержанность в эмоциях, нельзя сквернословить", - отметил Санжей-лама. В одежде же в этом году следует избегать красного цвета.
Традиционно буддийское духовенство отмечает Сагаалган в дацанах (монастырях), куда в дни праздника стремятся попасть и верующие миряне, чтобы в молитвах о благополучии встретить Новый год.
По данным сангхи, новогодние хуралы (богослужения и молебны) начинаются 27 числа последнего месяца уходящего года (по лунному календарю) и длятся 20 дней. Из них шесть первых дней занимает основное новогоднее богослужение - Сагаалганай хурал.
Накануне перед началом новогоднего богослужения в буддийских дацанах совершается освящение балинов (традиционных подношений божествам). Причем, именно к Новому году готовится самый большой балин - Зоогын Далай (океан явств). Его украшают цветы и фигуры, вылепленные из козьего жира. Дары ставятся в алтаре основной части храма, где молятся миряне.
Богослужение второго дня посвящено тантрическим божествам, десяти защитникам Учения. Оно сопровождается боем в барабаны и медные тарелки и включает медитации, восхваления, поклоны и подношения божествам.
В третий день Сагаалганай хурала, в этом году - 16 февраля, совершается самый красочный обряд праздника, который называется Залаха Соор или Дугжуба. Он собирает в дацанах и храмах множество верующих. Это тантрический обряд "устранения препятствий" - 64 злых сил, приносящих несчастья, болезни, преждевременную смерть. Посредством медитации ламы собирают все зло в Соор - большое пирамидальное сооружение - и сжигают его в очистительном огне.
Буддисты-миряне вносят свою лепту в обряд сжигания зла. Каждый обтирает себя куском теста, ваты или ткани, который должен впитать невзгоды и болезни, - и бросает его в костер.
Последний день уходящего года, в 2007 это 17 февраля, посвящается богине Лхамо - главной защитнице учения. К этому дню буддисты обязательно наводят в доме чистоту и готовят семейное застолье. Изречение "как Новый год встретишь - так его и проведешь" особенно популярно у буддистов. Поэтому ламы призывают в эту ночь молиться о благополучии и не проспать приход богини.
Сагаалган наступает с рассветом 1-го числа Белого месяца, которое в этом году выпадает на 18 февраля. Рассвет буддисты традиционно определяют "по линиям на ладони": когда все они становятся различимы - значит, рассвело.
На практике это происходит около 6 часов утра.
В это утро буддисты собираются в храмах, дацанах и молятся о благополучии, добром урожае, о мире и спокойствии в новом году. Кроме того, верующие заказывают молебны на весь будущий год.
Верующие встречают Новый год в небольших молельных залах или дома.
"На следующий день принято ходить в гости. Как правило, младшие идут к старшим и приветствуют их подарками", - сообщил собеседник агентства. Самыми распространенными новогодними дарами у российских буддистов, помимо традиционных белых шарфов, являются изображения Будды и различные сувениры.
На новогоднем столе, по словам ламы, обязательно должна быть "белая пища". Однако кроме "белых" (молочных) продуктов, буддисты едят фрукты, овощи и мясо (преимущественно баранину или говядину). Что касается спиртных напитков, то лама призвал не употреблять их в Новый год. "Помыслы в этот день должны быть чистые", - пояснил он.
Застольем и подарками Сагаалган не кончается. Праздничные новогодние хуралы, визиты к родным и друзьям продолжаются по 17-е число Белого месяца.
Время наступления каждого Сагаалгана вычисляется буддийскими астрологами. А свои ожидания от Нового года буддисты связывают с его названием, которое также определяется по звездам. 12-летние циклы (как и большие 60-летние циклы) в летоисчислении буддистов связаны с тантрой (учением) Калачакры ("Колеса времени"). Это учение стало основой календарной системы Тибета в 1027 году.
Считается, что буддизм как религиозно-философское учение сформировался в Индии более 2,5 тысяч лет назад. В настоящее время в мире насчитывается около полумиллиарда его последователей.