Киев признал "непреднамеренное поражение" Ту-154 [ Редагувати ]

"Сколь ни мучилась, а родила". Ознакомившись с выводами технической комиссии и поняв, что дальнейшее запирательство бесполезно, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук произнес сегодня слова, которых от официального Киева ждали неделю. "Причиной катастрофы указанного самолета (Ту-154 авиакомпании "Сибирь" 4 октября) могло послужить непреднамеренное поражение его ракетой С-200 во время учений войск ПВО Украины", - заявил высокопоставленный украинский чиновник.
Восемь дней потребовалось самостийному государству, чтобы признать очевидное. Восемь дней, наполненных полуправдой, недомолвками, оговорками и откровенным цинизмом. Восемь дней, в течение которых Киев мелкими шажками двигался к "моменту истины". Истины, которая, в сущности, была очевидна с первых часов после трагедии.
Как известно, пассажирский лайнер Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом Тель-Авив - Новосибирск, 4 октября в 13:45 мск потерпел катастрофу над Черным морем в 270 км от мыса Опук в Крыму, где в это же время войска ПВО Украины проводили учения - учебные стрельбы зенитных управляемых ракет их комплексов С-200 и С-300. Запуск ракеты в 13:41 мск оказался для российского самолета роковым.
Госкомиссия по расследованию причин катастрофы установила, что полет Ту-154 от аэродрома вылета "Бен Гурион" в Тель-Авиве в воздушном пространстве Израиля, Кипра, Турции и в зоне ответственности автоматизированного управления воздушным движением "Стрела" до возникновения аварийной ситуации осуществлялся в соответствии с планом полета. Лайнер не выходил за границы отведенного ему эшелона, его маршрут пролегал по международной воздушной трассе, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные. Тем не менее катастрофа Ту-154 произошла вследствие поражения воздушного судна боевой частью зенитной ракеты. К такому выводу окончательно пришла сегодня государственная комиссия.
"Ракетная версия", как известно, возникла сразу же после трагедии. Слишком уж близкими по времени оказались стрельба из комплекса С-200 и исчезновение пассажирского самолета с экранов локаторов воздушных диспетчеров. Всего четыре с небольшим минуты. Примерно столько, сколько требуется летящей со скоростью 1 км/с ракете для преодоления 270 км, отделявших точку ее старта от трассы полета российского лайнера. Тем не менее украинские военные до последнего яростно отрицали свою вину. На публике. А в кулуарах, как выяснилось, глава Минобороны Украины Александр Кузьмук подал рапорт об отставке в первые же сутки после авиакатастрофы.
Впрочем, президент Украины Леонид Кучма, запомнившийся в эти дни, прежде всего, призывом "не делать трагедии" из крушения самолета, унесшего 78 жизней, отставку министра не принял. Более того, похвалил главу военного ведомства, назвав его "высокоморальным человеком". А из дальнейших высказываний Леонида Кучмы следовало, что Киев ограничится наказанием "стрелочников". "Если подтвердится, что есть вина боевого расчета, отвечать кому-то придется", - заявил он. Но сегодняшние слова Евгения Марчука о том, что приведшая к катастрофе трагическая случайность "могла возникнуть в результате сбоя систем зенитно-ракетного комплекса", указывают на намерение Украины свалить все не технику. Благо, как сказал в понедельник, 8 октября, украинский президент, и сам комплекс С-200, и ракеты к нему - российского производства.
Как бы то ни было, Киев, пусть и с оговорками, признал свою причастность к драме над Черным морем. Впереди, наверное, официальные извинения. Но никакие новые слова украинских руководителей не смогут заставить забыть о тех восьми днях, в течение которых виновники трагедии юлили и пытались с циничным спокойствием выйти сухими из воды. Из черноморской воды, в которой покоятся тела 64 так и не найденных пассажиров и членов экипажа.