Последний день Мумбаи [ Редагувати ]

Инцидент в Мумбаи уже назван мегатерактом. Эта история показала, как выглядят самые свежие тенденции мирового терроризма, и чего стоит ожидать миру в будущем.
9/11 по-индийски
Улыбчивые накачанные парни в джинсах, которые пользуются GPS, сервисом Google Earth, потоковым видео и коммуникаторами Blackberry, а также питающиеся изюмом, финиками, миндалем и кокаином – вот новое лицо современного терроризма. Именно такой оказалась молодежь, атаковавшая Мумбаи, этот индийский Нью-Йорк, 26 ноября текущего года.
Напомним, в ходе детальнейшим образом спланированной операции на уши встал весь мир. И не мудрено, ведь своей цели организаторы и вдохновители теракта, кто бы они ни были, добились на все сто. Пусть террористы и не уничтожили 5 тысяч человек и не обрушили "Тадж-Махал", как собирались, но о Мумбаи теперь говорят на всех континентах, что, видимо, и следовало доказать. И это при том, что в Индии происходит до десятка немаленьких терактов ежегодно.
Благодаря Мумбаи в обиход СМИ широко вошел свежий термин – мегатеракт. Если коротко сложить ныне известное, то конкретно данная акция готовилась с 2007-го года. Тогда в Мумбаи прибыл скаут террористов из группировки "Лашкар-э-Тайба" (ЛЭТ). Эта исламская организация, замеченная в связях с "Аль-Каидой", была основана пакистанскими спецслужбами несколько десятилетий назад в спорном штате Кашмир для борьбы с индусами. И хотя в 2005-м году по требованию США она оказалась в Пакистане вне закона, аффилированные с ней организации до сих пор действуют в стране.
В самом Мумбаи у террористов были и есть свои люди – один из главарей ЛЭТ Мухаммад Яхья Муджахид по совместительству контролировал и криминальный мир мегаполиса. Быстро разведчику нашлись и помощники. В результате вся необходимая информация (карты города, план целей для атаки и характеристика мест наибольшего скопления иностранцев) для атаки была у пакистанцев на руках.
В течение всего 2008-го года террористы переправляли в Мумбаи взрывчатку, о чем власть предупреждали и рыбаки. Не раз Нью-Дели был предупрежден и со стороны американских и собственных спецслужб. Но что говорить, если только сейчас индийцы задумались о создании федерального антитеррористического агентства? Можно подумать, до этого в нем не было нужды.
Начиная середины 2007-го, за полтора года до атаки, в лагерях ЛЭТ проходили подготовку непосредственные исполнители под руководством инструкторов пакистанских спецслужб, заявляют индусы. В курс обучения входило многое – от составления диет до подрывного дела. Для повышения выносливости использовались не только тренажеры, но и стероиды с наркотиками.
Охота на туристов
Азам Амир Касаб, 21-летний "террорист с лицом ребенка", как его назвали медиа, - единственный попавший руки полиции (толпа его чуть не линчевала). Касаб рассказал, что мусульманам его продал отец. На допросах герильяс также выдал еще множество интересных подробностей. По некоторым данным, среди атакующих были и сомалийцы – в этом контексте мумбайский теракт можно связать с успешными антипиратскими действиями крепкого индийского флота в Аденском заливе.
Создается впечатление, что атаку готовили профи – на это намекают, оправдываясь, индийские спецслужбы. До сих пор неизвестно, сколько террористов было на самом деле, и были ли они смертниками. Ведь, по большому счету, в мумбайских моргах сейчас лежит лишь 9 тел атаковавших. Потому точное число группы исполнителей никто и никогда, скорее всего, не узнает. Сама операция началась с захвата траулера в Карачи и 950-километрового броска на Мумбаи.
О дальнейших событиях можно узнать из газет. Остается лишь отметить, что восемь сотен индийских военных и элитные коммандос "черные коты" 59 часов не могли совладать с оппонентами, вооруженными АК-47, гранатами и взрывчаткой. Сначала полиция была целенаправленно обезглавлена террористами, которые себя показали великолепно подготовленными герильясами, то есть мастерами уличных боев.
Потом силы антитеррора попытались штурмовать группы моджахедов с заложниками кавалерийским наскоком – без детальной информации, приборов ночного видения и нормальных бронежилетов. Зато террористы в своей работе руководствовались инструкциями в реальном времени из Карачи и Лахора (штаб-квартиры ЛЭТ), более чем детальными картами Google Earth, держали между собой телефонную конференц-связь с помощью двухкарточных "мобилок", постоянно меняя место дислокации и очень внимательно слушали прямые телеэфиры, дикторы которых фактически стали невольными разведчиками исламистов.
Пускай теперь индийская власть вешает всех собак на пакистанские спецслужбы – понятно, что без местных помощников дело не обошлось. Чего стоит одна история Мухтара Ахмеда?! А скольким террористам удалось уйти, смешавшись с толпой, вообще неизвестно. Результат – 195 убитых, среди которых - 16 полицейских, 26 иностранцев, 9 террористов, несколько местных селебритис и один американский шпион.
Террор цифровой эпохи
Сейчас можно выделить ряд трендов, которые сопровождают борьбу с терроризмом в текущем году. Уже ясно, что очень сильно повлияет на эту сферу смена руководства Белого Дома. Барак Обама уже пообещал, что присутствие войск США в Ираке будет сворачиваться, а основной упор будет сделан на Афганистане, где сейчас фактически идет суннито-шиитская гражданская война.
Как следствие, в контексте глобального кризиса финансирование военных авантюр "ястребов" по идее должно уменьшиться, а упор в геополитическом смысле перенесется на афгано-пакистанскую границу. Именно здесь, в Вазиристане, нынешнем оплоте талибов, вроде бы, скрывается неуловимый Усама бен-Ладен – живой символ постмодерного терроризма. Потому мумбайский теракт выгоден "Аль-Каиде". Кстати, уже появилась информация, что моджахеды этой организации могут атаковать Гоа - один из центров индийского туризма.
К тому же, накануне Дели и Исламабад были как никогда близки к перемирию. А теперь вот снова напряженность. И хотя до столкновения дело вряд ли дойдет (ведь ядерное оружие, имеющееся и у той, и у другой стороны, - это, слишком сильный сдерживающий фактор) противники индо-пакистанского сближения своего добились.
Еще один фактор порождает ряд тенденций. Арабский мир образца 2009 года – это кипящий котел феодальных, геополитических, религиозных, племенных и корпоративных противоречий, в основе которых лежит борьба за власть, деньги, энергоносители и возможность их транзита. Спецслужбы действуют друг против друга и против террористов, инсургенты - против повстанцев, столица - против метрополии, сунниты - против шиитов, индусы - против мусульман, коммунисты - против нефтяных магнатов, христиане - против мусульман, все - против американцев, местные - против пришлых и так далее и тому подобное. И в этом мутной воде очень легко ловить рыбку, но не менее легко просто погибнуть. А если еще учесть надвигающийся экономический кризис и внутриазиатскую гонку вооружений, то предвидеть и смоделировать ситуацию не сможет никто.
Необходимым резонансом и нагнетанием страха объясняется характерные черты всех современных терактов - кровавость и символичность. Эти два качества необходимы СМИ в виде "жаренных" фактов, иначе обыватель просто не заметит атаки, как не замечал ранее тысяч погибших за последний десяток лет индусов. Потому, кстати, и атаковали иностранцев – мумбайскому инциденту украинские газеты посвятили бы намного больше внимания, если бы в заварухе действительно пострадала украинка, как сообщали ранее.
Терроризм цифровой эпохи также отличается тем, что идет в ногу со временем – доказано в Мумбаи. А если использование технологий подкрепить длительной и детальной подготовкой, как было описано выше, то успех таких профессиональных диверсантов обеспечен. Напомним, убито всего 9 террористов против 16 стражей порядка и сотен мирных жителей.
А вот еще одним грустным трендом является хроническое запаздывание борцов с терроризмов, что и случилось в бывшем Бомбее, а также атака объектов с чужой территории. Этот шаг значительно осложняет жизнь антитеррористов. Ведь как бывает у соседей? Если долго живешь рядом, то накапливается множество взаимных претензий. И даже если понимаешь головой, что бен-Ладен или, к примеру, Басаев, атаковал тебя с территории заклятого друга, но сам он здесь не причем, осадок все равно остается!
Инаугурационный теракт?
Однако мы еще не разобрались в том, кому же выгодно поссорить Индию и Пакистан, а также вновь раздуть террор-истерию.
В современной России очень любят теории заговора. Не зря именно премьер-министр Владимир Путин заговорил о факторе атаки из-за пределов своего государства. Потому тамошние аналитики и журналисты в лучших традициях газеты "Правда" очень любят клеймить вашингтонских "ястребов". Но они часто забывают о том, что процесс формальной передачи власти в самой РФ обычно сопровождается какой-либо инаугурационной заварухой – то ли Второй чеченской войной, то ли терактами, то ли шестидневным русско-грузинским столкновением.
Потому, намекают эти солдаты российско-американской информационной войны, в 2001-м случился 9/11, что подняло рейтинг Буша и дало карт-бланш местным воякам и торговцам оружием. А в 2008-м роль башен-близнецов на себя взяли "Оберой" и "Тадж-Махал". Ведь не зря же госсекретарем (ответственный за всю внешнюю политику Америки) стала "ястреб" Хилари Клинтон.
Как будто совпадение, но главным геополитическим соперником Индии в регионе, если не считать Пакистан (который, если не создаст альянс с индусами, то развалится, став фундаментом для новых государств на этно-религиозной основе), является именно Саудовская Аравия. Она - союзник Буша-младшего и его команды. Напомним, что индийский флот – самый боеспособный в регионе после американского. Вместе Пакистан с Индией враз навели бы порядок в регионе. Но не всем это нужно.