Нэшвилл - город, который рождает звезд шоу-бизнеса [ Редагувати ]
Его называют "городом музыки". Американский Нэшвилл, который и на карте сразу не найдёшь, - главный конкурент Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в музыкальной индустрии США, годовой оборот которой - 6 миллиардов долларов.
Это пятая часть всего бюджета Украины. А ведь не так давно Нэшвилл был небольшим и не примечательным городком. Как из провинции на Диком Западе сделать центр музыкального бизнеса всей Америки? И почему в Украине таланты есть, а шоу-бизнеса нет? Сюжет нашего собственного корреспондента в США - Максима Драбка.
Небоскрёб в виде маски Бэтмена возвышается над центральной улицей Нэшвилла - Бродвеем. Он утопает в неоновых огнях и звуках гитары.
В каждом заведении - живая музыка. Исполнителей, которые выступают в этих барах, можно ждать на гастроли не один год. Но для всех звёзд, особенно стиля кантри, спеть здесь несколько песен - большая честь.
Патрик Уолф, менеджер бара с живой музыкой:
Полторы тысячи человек посещают бар за ночь. И это по будням. А в субботу около шести тысяч приходят послушать хорошую музыку в живом исполнении.
Сейчас Нэшвилл возрождается после наводнения и финансового кризиса. Американцы снова приезжают - тратить деньги. Музыкальная индустрия тянет за собой туристическую.
Иди, туристка из Техаса:
Я люблю кантри за жизненные истории в песнях. К тому же музыка не синтезирована. Она настоящая. Берёт за сердце.
На заре кантри-музыки Нэшвилл был провинциальным посёлком, но быстро вырос из потёртых джинсов и ковбойских сапог. Теперь это один из наиболее динамично развивающихся городов страны.
Прозвище Нэшвилла - "музыкальный город". Но не только из-за того, что это родина кантри. Со времен Дикого Запада многое изменилось и современный Нэшвилл - центр музыкального бизнеса всей Америки.
Музыкальная индустрия в Нэшвилле - это годовой оборот в 6 миллиардов долларов и работа для пятидесяти тысяч человек. В деятельности, связанной с музыкой, задействована львиная доля населения - в два раза больше, чем в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке. Все поддерживают другу друга. Даже в конкуренции.
Нэнси Шапиро, вице-президент Академии звукозаписи:
Никто не волнуется, что у него откусят его часть пирога. Все наоборот хотят сделать пирог настолько большим, чтобы всем хватило. Например, если продюсер не берет вашу песню, он перезвонит другому и посоветует для его исполнителя. Все будут при деле.
Как в глуши, в провинции, удалось раскрутить этот бренд - "город музыки"? Секрет успеха, говорят нешвилльцы, в создании привлекательных условий для всей музыкальной цепочки: от автора песни до продюсера. Запустили сначала шоу, а потом активно создали имидж - мол, Нэшвилл - это идеальное место для старта карьеры. Силиконовая долина для музыкантов.
Ральф Шульц, президент Торговой палаты Нэшвилла:
В 30-е годы прошлого века на радио появились музыкальные шоу талантов. Музыканты стали прибывать в город, записать песни и тиражировать их. К 60-м годам Нэшвилл уже стал известным центром кантри-музыки, а затем и других направлений.
Мировая слава зародилась здесь - в церкви. Владелец пароходов Томас Райман в 19-м веке под влиянием одного из священников построил это здание для проповедей о полном воздержании от алкоголя. Акустика получилась настолько удачной, что тут начали не молиться, а ставить мюзиклы и оперы. Теперь это всемирно известная Райман-аудитория. Акустика, говорят, даже лучше, чем в Карнеги-холле. Всё дерево оригинальное - сохранилось с тех времен. Эти стены слышали выступления и Карузо, и рок-групп.
Лиза Дюпон, менеджер "Раймэн":
Звук в этом зале просто невообразимый из-за формы здания и отделки из специального дерева, которой уже более ста лет. Звук получается насыщенным и тёплым. И считается одним из лучших в стране.
Отсюда звучала радиопередача "Гранд Оле Опри", которая и "раскрутила" Нэшвилл как "город музыки". Городские власти активно поддерживают этот имидж. Главные конкуренты - Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Но Нэшвилл доступнее для начинающих музыкантов - жить здесь на 20 процентов дешевле. В штате не берут налог на прибыль. Плюс нет таких пробок, как в Нью-Йорке. Везде можно успеть, и вся музыкальная цепочка сконцентрирована в одном месте. Кроме того, в городе 15 университетов, а это постоянный приток свежей крови.
Карл Дин, мэр Нэшвилла:
Мой предшественник на посту мэра приехал учиться из Филадельфии и остался здесь. Я родом из Массачусетса. Город притягивает молодежь и, самое главное, даёт работу.
Сюда приезжают с мечтами и талантами. Все условия, чтобы стать звездой, созданы. Только твори.
Талантов хватает и в Украине. Вся страна поёт, а шоу-бизнеса нет, сетует музыкальный продюсер Владимир Бебешко.
- Хватит петь! Идите работать! Сколько можно!
Молодёжь толпами ходит на кастинги, которые проводятся на каналах. Весь эфир забит музыкальными шоу, но будущего у этих исполнителей нет, сожалеет продюсер.
Владимир Бебешко, музыкальный продюсер:
Когда они выигрывают эти 50 или 100 тысяч, они потом выброшены просто. Никто о них не думает. Продолжения этому нет, к сожалению.
Не работает система. Нет круговорота денег в шоу-бизнесе. Раскручивать артиста невыгодно. Вложения выше доходов. В Украину приезжают лишь за сырьём. Недавно был известный композитор, работавший с Мэрайей Кэри, Уолтер Афанасьев, обладатель двух премий "Грэмми". Записал певицу Иру Пойзн для американцев.
Таланты экспортируют как металл. Если у "попсы" дела не очень, то что говорить о роке. Но музыканты всё равно творят, хоть и на голом энтузиазме. Группа "Братья Карамазовы" репетируют новый сингл.
Какая экономика - такой и шоу-бизнес. Люди не могут себе позволить ходить на концерты, тратить деньги на шоу, говорит Карамазов. Отсюда и кризис. С творчеством всё в порядке. В кошельке у людей пусто.
Олег Карамазов, музыкант:
Леонид Ильич Брежнев говорил: Будет хлеб - будет и песня. Ничего не изменилось. Всё связано. Мы тоже, музыканты и поэты, ждём, когда заживёт страна.
Максим Драбок. Сергей Еременко. "Подробности недели". Американское бюро телеканала "Интер".