Александр Фоменко: Для того, чтобы вывести теплосети Киева из аварийного состояния, потребуется 10 миллиардов гривен и 5-7 лет [ Редагувати ]

Практически год прошел с момента продажи Фондом госимущества 25% акций "Киевэнерго" группе ДТЭК Рината Ахметова, что позволило бизнесмену сконцентрировать более 70% акций столичного монополиста в области поставки тепла и электроэнергии. Столько же времени прошло и с момента назначения нового гендиректора в компании. Александр Фоменко, до этого занимавший должность гендиректора энергопоставляющей компании "Днепроблэнерго", сменил Эдуарда Соколовского - одного из ключевых энергетических сотрудников Рината Леонидовича.
Фактически в свою годовщину на должности гендиректора "Киевэнерго" Александр Фоменко рассказал о проблемах и перспективах развития как компании, так и столичных теплосетей в интервью изданию "Украинские новости".
"Киевэнерго" начало очередной отопительный сезон. Уже подключены все объекты или же все еще остались неподключенные?
- Отопительный сезон для жилфонда стартовал 10 октября, мы обязались подать тепло всем заявителям в течение максимум 10 дней. Безусловно, на сегодняшний день вся бюджетная сфера и жилфонд подключены на 100%.
С какими проблемами столкнулись в ходе подключения?
- В этом году по технической части у нас проблем было меньше. Были порывы, повреждения при запуске, проблемы с внутридомовыми сетями, но в целом, сезон мы начали успешнее, чем в прошлом году. Объяснение на поверхности - мы провели испытания всех сетей, и еще летом выявили участки, где могли возникнуть проблемы зимой. Также мы хорошо поработали в этом году по инвестиционной программе - реконструировали более 80 км тепловых сетей. Сейчас все работы по плановым ремонтам закончены. За нами осталось благоустройство территорий, где были наши разрытия. И конечно, ликвидация аварийных повреждений.
Во сколько обошлась компании подготовка к отопительному сезону 2012-2013? Какая динамика вложений в сравнении с предыдущим годом?
- Сложно выделять инвестиционную составляющую именно на подготовку к зиме. У нас инвестпрограмма текущего года чуть более 1 миллиарда гривен, из которых мы оцениваем подготовку к отопительному сезону приблизительно в 300 миллионов гривен.
Мы использовали собственные средства, а также получили кредитную линию на 186 миллионов гривен.
Давайте сравним инвестиции этого года с прошлым. Какова динамика?
- Если говорить в физическом выражении, например, по замене теплотрасс, то мы увеличили объемы практически в 3 раза: в прошлом году было заменено 30 километров сетей, а в этом - боле 80 километров.
Если в деньгах, то общая инвестпрограмма увеличилась тоже почти в 3 раза с 362 миллионов гривен до более чем 1 миллиарда. Такой рост инвестиций в большей степени связан с участием ДТЭК в развитии "Киевэнерго".
Как вы оцениваете изношенность теплосетей, и сколько средств может потребоваться на их реконструкцию?
- 10 миллиардов гривен - это тот инвестиционный пакет, который нужно вложить, чтобы привести сети к качественному техническому уровню для дальнейшей эксплуатации. Их нужно инвестировать в течение ближайших 5-7 лет, чтобы войти в нормативный показатель по аварийности, снизить потери.
Формировался ли уже инвестпакет на следующий год? Каковы его показатели по вложениям в целом и отдельно в теплосети?
- "Киевэнерго" только недавно завершила процесс формирования бюджета на следующий год, но мы пока не защитили его. Как минимум, планируем сохранить инвестиции на уровне этого года.
Планируете ли привлекать займы? Если да, то о каком виде займа можно говорить?
- Прежде всего, "Киевэнерго" рассчитывает на собственные ресурсы. Заемные средства со сниженной процентной ставкой и гарантированным денежным обеспечением у нас есть возможность привлекать через материнскую компанию - ДТЭК. Но будем ли мы это делать в следующем году, окончательно не решено. Основная причина - в неопределенности тарифной политики, а, следовательно, в отсутствии уверенности в источнике возврата.
Что может повлиять на решение компании?
- Нужна реформа тарифообразования. Если говорить о себестоимости производства тепловой энергии для нужд населения, то она на 50% выше, чем утвержденный для компании тариф на ее выработку, передачу и поставку. При таком тарифе гарантировать обеспечение займов невозможно.
Насколько тариф для населения, по вашему мнению, ниже?
- Вы говорите про розничный тариф, то есть плату за отопление и горячее водоснабжение для населения. Эти платежи собирают в большинстве своем ЖЭКи и платят нам за потребленную тепловую энергию.
Компания работает с розничным тарифом только в тех единичных случаях, когда есть прямые договора с жителями. По ним можно судить, что сборы платежей за отопление и горячее водоснабжение с населения также не покрывают затрат на тепловую энергию, потраченную на обогрев и приготовление горячей воды.
Для "Киевэнерго" действует тариф на тепловую энергию для нужд населения. Именно он не покрывает и 50% себестоимости производства тепла. Мы регулярно предоставляем в Нацкомуслуг свои расчеты, комиссия вправе их проверить, и принять решение об изменении тарифов или сохранении их на текущем уровне.
Но для компании выгоднее, чтобы тариф на тепловую энергию для населения был повышен, поскольку на утверждение разницы и в дальнейшем на ее компенсацию уходит время и компания получает средства не по факту предоставленных услуг.
- Конечно, "Киевэнерго" заинтересована в экономически обоснованном тарифе. Если же тариф остается на нынешнем уровне и государственный бюджет готов ежемесячно компенсировать разницу, то компании приемлем и такой вариант. Нам главное своевременно рассчитываться за потребленный газ. В этом году мы получили 2,246 миллиарда гривен разницы в тарифах за 2010, 2011 и начало 2012 года.
Постановлением, о котором вы говорите, предусмотрена разница по 2012 году за 1 квартал. Что с оставшейся задолженностью по разнице в тарифах?
- Она осталась. Более того, она нарастает, особенно в период отопительного сезона, когда мы вырабатываем и поставляем больше тепловой энергии.
Средства выделили, но разница за 2012 растет. Какая она сейчас и какой будет до конца года по вашим прогнозам?
- На 1 ноября она составляет около 1,5 миллиарда гривен. До конца года, я думаю, это еще плюс 500-600 миллионов. Таким образом, по итогам 2012 года разница в тарифах достигнет 2-2,1 миллиарда гривен.
А какова ваша задолженность перед "Нефтегазом"?
- На начало отопительного сезона наш долг за газ составлял порядка 360 миллионов гривен.
Разница в тарифах перед вами растет, и в свою очередь растет ваша задолженность перед "Нефтегазом". Как вы будете действовать: ждать очередной компенсации разницы в тарифах перед вами и погашать долг, либо материнская компания поможет с долгами?
- Совершенно верно, долг перед "Нефтегазом" растет постоянно. Это наболевшая проблема. Но, к сожалению, ни один финансовый институт не выделит нам финансовую помощь на покрытие долгов перед "Нефтегазом". За газ, который используется на выработку электроэнергии, мы рассчитываемся в полном объеме. Задолженность есть только по тепловому газу. Единственный источник, за счет которого мы можем ее погасить, - это компенсация нам разницы в тарифах.
Ваш долг перед "Нефтегазом" по итогам 2012 года будет соответствовать разнице в тарифах перед вами?
- Нет. Долг будет однозначно меньше.
В скором времени городской совет будет принимать горбюджет на 2013 год. Какие предложения были от компании?
- Мы сейчас активно работаем с Киевской администрацией и Киевсоветом. В первую очередь компания заинтересована в погашении задолженности коммунальными предприятиями за потребленную тепловую и электроэнергию. На 1 ноября за тепло долги всех потребителей достигли 1,064 миллиарда гривен, из них более 70 миллионов долгов бюджетных предприятий всех уровней, почти 900 миллионов - ЖЭКов. За электроэнергию долги всех категорий потребителей составили 1,169 миллиарда гривен, из них долг "Киевводоканала" - 915 миллионов гривен.
Оптимальный вариант - если город возьмет на себя обязательства по погашению долгов или как-то сбалансирует этот процесс. Я понимаю, что горбюджет не может выплатить 1 миллиард. Наши предложения к городу заключаются в том, чтобы в ближайшее время были погашены хотя бы 300-320 миллионов гривен. Но эта сумма еще не согласована.
Второе направление, по которому мы активно работаем с городом, - это энергосбережение. Это должен быть комплексный процесс: мы меняем теплосети, а город инвестирует в энергосбережение. Поэтому предлагаем городу в 2013 году начать пилотные проекты по энергосбережению стоимостью около 40-45 миллионов.
На сессии 20 сентября депутаты достаточно негативно отнеслись к ряду решений по землеотводам компании. Киевсовет настаивал на диалоге с "Киевэнерго". На сессии 1 ноября этот вопрос уже был урегулирован. Означает ли это, что диалог с депутатским корпусом налажен?
- На заседание 20 сентября, действительно, выносилось более 30 вопросов "Киевэнерго" по разработке проектов землеустройства и отводам земли под существующие объекты, либо под строительство новых. Для того чтобы начать строительство, нам необходимы документы, подтверждающие право пользования землей. Почему вопрос так был воспринят депутатами? Наверное, здесь была частичная вина компании - недоработали или были слишком закрыты.
Сегодня, я думаю, эмоциональный всплеск снят. Мы встретились с председателями фракций и договорились о конструктивном системном диалоге. Думаю, в будущем будем периодически встречаться, получать обратную связь от депутатов. Мы планируем концентрировать эту информацию и своевременно на нее реагировать. Если меня пригласят или компании надо будет разъяснить какую-то информацию для депутатов, конечно, я буду приходить на заседания. Мы открыты и готовы к любому диалогу.
Как непринятие таких решений может повлиять на деятельность компании, на потребителей?
- Непринятие таких решений влияет на поступления в бюджет, ведь мы платим за аренду земли. На потребителей это тоже влияет непосредственно. Если бы в сентябре мы получили позитивные решения, то уже проектировали бы новые объекты, которые необходимы для улучшения качества поставляемых услуг по электричеству или отоплению.
Существует ли с городом диалог по поводу концессии?
- Город, киевляне должны определиться, что нужно для развития столичного энергокомплекса и прибегать ли к государственно-частному партнерству. Такого решения нет, соответственно, и предмета для диалога пока нет. Если город решит идти таким путем, то мы будем рассматривать, изучать, и если это будет приемлемо и объективно - пойдем на такое соглашение.
Какова позиция компании? Вы считаете, что это нужно?
- Как житель города считаю, что эффективное управление, модернизация и развитие данных активов крайне необходимы. Как топ-менеджер "Киевэнерго", скажу, что компания на сегодняшний день видит очень много сдерживающих факторов, связанных с ведением данного бизнеса. Наибольший из них - государственная политика тарифообразования.
- Но ведь до недавних пор компания активно выступала за концессию. Что случилось? Почему мнение изменилось?
Система тарифообразования не меняется. Кроме того, мы очень глубоко изучили суть проблем теплового блока. Были привлечены международные эксперты, проведен технический аудит. И я вам не скажу, что тепловые сети - это подарок.
Риски лишь в неопределенной госполитике и тарифообразовании?
- Да. Ведь концессия - это, по-простому говоря, долгосрочная аренда с четкими условиями инвестирования и гарантированное сохранение имущества в собственности города. Только в тепловые сети, как я говорил, необходимо вложить 10 млрд гривен. Как эти деньги будут возвращаться? Если это спонсорская помощь, то ни одна компания, в том числе и "Киевэнерго", не придет вкладывать миллиарды в чужую собственность. Мировая практика ГЧП зиждется на заранее прописанных прозрачных условиях, когда концессионер знает, что вложив миллиарды, он вернет их с помощью "длинных денег" в тарифе за последующие годы. А нынешним тарифом даже за газ рассчитаться невозможно.
Но сейчас "Киевэнерго", несмотря на то, что сети не находятся в собственности, тоже инвестирует в них. По сути, это и получается та спонсорская помощь, о которой вы говорите.
- По факту, так и есть. Договор на управление имуществом энергокомплекса до 2017 года заключался 10 лет назад, когда основным акционером "Киевэнерго" было государство. Мы работаем по нему и инвестируем собственные средства, понимая, что без модернизации запас прочности теплового блока исчерпается очень быстро. У нас не умирает надежда на прозрачную государственную политику в этом направлении.
К объектам, которые входят в перечень передаваемых в концессию, также относится и завод "Энергия". А намерена ли компания инвестировать в завод?
- Город планирует инвестировать в завод за счет привлечения кредитов или средств Киотского протокола. Поэтому завод "Энергия" у нас только с точки зрения управления.
Важный момент взаимоотношений с городом - определение единого поставщика горячей воды. Как обстоят дела в этом направлении, как прошел пилотный проект?
- До недавних пор "Киевэнерго" не имела опыта в роли исполнителя услуг по отоплению и горячему водоснабжению. В Европе, например, нет прецедентов, когда поставщик является и исполнителем услуг. Там тепловые организации поставляют тепловую энергию до стенки дома, и уже собственник дома или управляющая компания распределяет ресурс.
Поэтому сначала компания несколько настороженно к этому относилась. Тем не менее, в прошлом году мы начали пилотный проект по выходу на конечного потребителя на Мышеловке в Голосеевском районе. "Киевэнерго" получила необходимые разрешения, лицензии, установила домовые счетчики тепла за свой счет. В итоге 5 жилых домов - 300 квартир - перешли на прямые договора с нами, и с февраля мы ведем данный вид деятельности. Есть и положительные, и отрицательные моменты в этом направлении.
Компания наработала определенную базу и опыт, сейчас активно формируем у себя сбытовую структуру. Мы готовы выходить и на оптовый, и на розничный рынки, это предусмотрено в утвержденной в октябре стратегии развития компании.
Как вы видите наращивание?
- "Киевэнерго" пойдет цивилизованным путем: сначала мы создадим инфраструктуру, центры обслуживания, установим приборы учета. После этого мы активизируем выход на рынок розничных продаж. Сейчас начат второй этап пилотного проекта на Троещине, устанавливаем приборы учета на каждый дом, потом заключим прямые договора с их жителями. А в следующем году будет открыт интересный объект - центр обслуживания клиентов на Троещине.
Сколько клиентов будет по проекту на Троещине?
- До 50 домов, это примерно около 15 тысяч абонентов. Но все будет зависеть от домоуправителей и жителей.
Вы возьмете эти 15 тысяч абонентов, а потом сделаете паузу, или будете продолжать наращивать их количество без передышки?
- Начнем разрабатывать следующий узел. Мы решили не распыляться и не выдергивать по одному дому в каждом микрорайоне. Будем брать целый куст домов - либо жилмассив, либо микрорайон, чтобы там быстро и эффективно создать необходимую инфраструктуру. Человек должен получить высококачественный товар, а также возможность легко контактировать с нами по вопросам, касающимся оплаты и обслуживания.
Оцените свои силы по объемам клиентской базы, которую компания может обслужить как единый исполнитель услуг. Какими темпами Вы можете увеличивать количество абонентов, сохраняя при этом высокое качество предоставления услуг?
- В отличие от многих других компаний, работающих в Киеве на данном рынке, "Киевэнерго" проще всего, ведь у нас есть практически вся абонентская база за счет договоров по электроэнергии. Она составляет 1,2 миллиона абонентов. Одни и те же люди потребляют и электроэнергию, и тепло.
Если город предложит: возьмите эти 1,2 миллиона абонентов и станьте у них единым поставщиком, то сколько Вам потребуется времени, чтобы это сделать?
- Город нам так и предлагает - берите или всех, или желающих. Но прямо сегодня мы можем взять на прямые договора только там, где сможем оказывать качественное обслуживание.
Из этих 1,2 миллиона абонентов, которые у вас есть по электричеству, сколько вы можете обслужить как единый поставщик по отоплению и горячей воде?
- Согласно утвержденной стратегии к 2016 году мы будем готовы перейти на прямые договора с 50% клиентов. Для нас нет существенной разницы, на каком рынке работать - розничном или оптовом. Есть логика в том, что мы не можем дергать по дому в каждом районе, а потом не знать, как их обслужить. Это будет хаос. Поэтому, мы будем одновременно и оптовым, и розничным поставщиком. Возможно, к 2016 году мы достигнем пропорции 50 на 50 в этом аспекте. Хотя нужно учитывать, что сегодня далеко не каждый домовладелец, будь то ЖЭК, или ОСМД, готов идти на прямые договора. Одни очень сильно стремятся к этому, другие - наоборот. Мы же не будем никого заставлять.
В свое время первый зампредседателя Киевгорадминистрации Александр Мазурчак говорил о перспективе применения тепловизоров для выявления порывов. Он подчеркивал, что благодаря им можно предотвращать аварии. Говорилось, что у "Киевэнерго" какое-то количество этих тепловизоров уже имеется. Насколько они эффективны? Может быть, есть еще какие-то еще более заманчивые альтернативы?
- Технологий определения мест повреждения сетей или утечки теплоносителя очень много. Есть разрушающий метод - это наши испытания, которые проводятся летом. Это достаточно примитивная технология, предусмотренная правилами подготовки теплосетей к отопительному периоду: за счет холодной воды создается избыточное давление, и там, где есть слабое место, происходит порыв, который мы находим и устраняем.
Есть неразрушающие технологии, в частности, тепловизор. Это переносной аппарат, который методом инфракрасного излучения определяет нагрев поверхности. Он показывает не точное место повреждения, а точку утечки теплоносителя. Я не скажу, что он на 100% эффективен, если используется самостоятельно. Но если использовать тепловизор в комплексе с другими технологиями, в частности ультразвуковыми и акустическими, то ситуация меняется.
"Киевэнерго" сейчас стоит на пороге создания комплексной лаборатории, которая сможет определять повреждения неразрушающими методами. У нас есть необходимая инфраструктура, филиал "Энергоналадка", который централизованно занимается этим вопросом. На его базе и создается такая комплексная лаборатория. Тепловизионный и акустический контроль мы применяем уже несколько лет. Также намерены закупить дополнительное оборудование, в том числе для ультразвукового контроля.
Когда эта лаборатория может быть создана?
- Считая с 2013 года, в течение 3 лет.
С помощью комплексного подхода можно значительно сократить использование разрушающего метода? Можно ли, хотя бы теоретически, свести использование этого метода к абсолютному минимуму?
- Теоретически, можно свести его и на ноль. И в следующем году по некоторым объектам, где мы провели комплексную реконструкцию тепловых сетей, испытания проводиться уже не будут. В следующем году мы рассчитываем заменить еще 80 км. Они все будут исключены из перечня объектов разрушающих испытаний. Аналогично в 2014 году. Когда создадим лабораторию, возможно, сможем полностью отказаться от вышеупомянутых испытаний.
Насколько лаборатория поможет компании экономить на ремонтных работах?
- Я думаю, она не даст очень сильной экономии, но то, что она более эффективно определяет утечки и порывы - это несомненно. Мы будем четко знать, где нам раскапывать и что менять в первую очередь. Когда мы делаем испытания повышенным давлением, у нас место повреждения может быть в одном месте, а утечка воды - совершенно в другом. Расстояние может доходить до 15 метров. Затем мы начинаем методом шурфования искать место повреждения, вскрывать весь участок. Конечно, это дополнительные затраты, включая восстановление благоустройства. Вот эти затраты мы сможем сократить. Но отказаться от разрушительной диагностики в ближайшие 5-6 лет компания не сможет, тем более есть нормативные документы, которые требуют испытывать сети повышенным давлением. Если мы создадим лабораторию и реализуем приоритетные инвестиционные проекты по замене сетей в течение 5-6 лет, то, возможно, будем выходить с инициативой пересмотра нормативной базы.
Город здесь является непосредственной заинтересованной стороной, поскольку создание такой лаборатории в интересах самих потребителей, киевлян. Вы выходили с этим проектом на город, обсуждали это?
- Ключевая фраза с Вашей стороны - для киевлян. Мы надеемся, что и киевляне, и горадминистрация, и депутаты понимают, что инвестиции в тепловой блок в итоге дадут качество услуг для киевлян. Если такое понимание будет, тогда у нас все получится.
Что касается лаборатории - то нет смысла привлекать город, это наша внутренняя хозяйственная деятельность, мы реализовываем этот проект за счет своих финансовых ресурсов. Наша задача - уговорить город активно внедрять энергосберегающие технологии и решения, в частности термомодернизацию домов, реконструкцию тепловых пунктов с регулировкой тепла.
Вы какой-то пакет проектов представили местным властям, и чего вы ждете от властей, кроме активизации работы по энергосберегающим проектам?
- Мы находимся в постоянном диалоге с городом. У города есть наша стратегическая программа, наше видение развития столичного энергокомплекса. По каким-либо конкретным проектам решения еще обсуждаются.
Все-таки, чего "Киевэнерго" ждет от городских властей?
- Конечно, мы ожидаем снижения задолженности бюджетных организаций за потребленные тепло и электричество.
Второе, на что мы рассчитываем, - это на стимулирование городом домоуправлений на такую же политику. Задолженность не должна расти и товар должен оплачиваться на 100%. Город может стимулировать погашение накопившейся за прошлые годы задолженности.
Также считаем, что город должен развивать культуру энергосбережения у киевлян. А наша задача - проводить энергосбережение у себя, а клиентам предоставлять качественный и надежный продукт с экономически обоснованной и вменяемой стоимостью.
Какова политика компании - отключать должников или не отключать?
- Отключать строго в соответствии с законодательством. Мы считаем, что не вправе ни частное лицо, ни учреждение, ни предприятие потреблять и не платить за товар. Мы же не можем позволить себе взять в магазине товар, а заплатить потом, через 2-3 года, и то только по решению суда. Мы хотим, чтобы наш товар был так же уважаем, как хлеб, соль и все остальное.
Какое количество абонентов среди населения вы отключаете? Вообще, отключение - это частая практика, или единичные случаи?
Общая сумма долгов за электроэнергию по населению на начало ноября составляла 114 миллионов гривен. Как правило, это долги предыдущих периодов. А в целом должников среди населения в Киеве немного. В большинстве случаев речь идет о незначительных долгах за текущий период или за прошлый-позапрошлый месяцы. Такая ситуация связана с хаотичностью оплат и недостаточным их планированием у некоторых клиентов.
А какой должна быть задолженность, чтобы вы пришли и отключили?
- Какой-то четкой суммы нет. Если задолженность более месяца - мы предупреждаем, потом ждем проплаты, а еще через месяц можем отключать. Но лучше до этого не доводить. Как правило, электричество очень легко отключить и очень сложно включить обратно. Во-первых, услуга по подключению платная, во-вторых, после всех оплат и заявки клиента по законодательству у нас есть 3 дня на повторное подключение. Я уверен, что электроэнергия - это товар первой необходимости и ее отсутствие в течение 3-х дней создает существенный дискомфорт для людей.
А по предприятиям и ведомствам такие случаи встречаются чаще? Что вы делаете, если, например детский садик не может заплатить?
- Я покривлю душой, если скажу, что с объектами социальной инфраструктуры нет проблем. Чаще всего они связаны из-за задержек денег бюджетами, государственным либо местным. Безусловно, в таких случаях мы идем навстречу. Если есть задолженность за месяц, а бюджет вовремя не выделил денег, то мы, конечно, не отключаем детский садик. Нам достаточно гарантийного письма, что в течение определенного периода времени с нами рассчитаются. Как правило, и власть нас не подводит, и мы не создаем какого-то прецедента.
Что касается предприятий, то они в основном работают по предоплате, поэтому среди них должников тоже немного. В основном самые крупные и безнадежные должники - это предприятия-банкроты, либо объекты в процессе санации. Но экономически активные предприятия рассчитываются на 100%.