N-Gage: провал или победа? [ Редагувати ]
В списке лучших устройств года N-Gage занимает почетное место. Гибрид мобильника, мощной игроприставки, органайзера и MP3-плеера - настоящая мечта каждого любителя гаджетов. Почему же N-Gage стал самым шумным провалом Nokia в этом году?
Впервые об N-Gage заговорили в ноябре 2002 года. Однако в продажу телефон поступил лишь через год. Старт N-Gage сопровождался невероятной шумихой. На рекламу во всём мире Nokia выделила астрономические суммы. Оптовые продавцы закупили 500 тысяч штук в надежде на ажиотажный спрос, но... ничего не вышло. Спроса не было. По неофициальным данным, в Великобритании за первую неделю удалось сбыть лишь несколько сотен N-Gage, в США дела тоже шли неважно - было продано около пяти тысяч устройств.
Между тем, в Nokia делают вид, что всё идет по плану. Реакция компании на свою неудачу заставляет вспомнить иракского министра информации Мухамеда Саида аль-Сахафа, который в эфире CNN обещал скорую победу Саддаму, когда американские войска уже входили в Багдад. В Nokia уверяют, что вполне довольны продажами.
Nokia N-Gage работает под управлением Symbian, что объясняет схожесть ее интерфейса с интерфейсом таких моделей, как Nokia 3650 или 7250. Нет сюрпризов и с поддержкой Bluetooth - как и в случае с той же 3650, с N-Gage будет работать далеко не всякая Bluetooth-гарнитура. А гарнитура для N-Gage не роскошь, а средство, способное обеспечить пользователю минимальное удобство при голосовых звонках. Дело в том, что динамик расположен на ребре, поэтому при разговоре трубку приходится держать ребром к уху, что в равной степени и неудобно, и глупо. К тому же без гарнитуры не работает встроенный радиоприемник - звук можно вывести на динамик, но гарнитура все равно должна быть подключена. Впрочем, на Bluetooth свет клином не сошелся. В комплекте поставляется обыкновенная гарнитура, единственный недостаток которой - иногда путающиеся провода.
Вторая главная телефонная функция - отправление SMS - реализована тоже неидеально. Алфавитно-цифровая клавиатура расположена в правой части корпуса, что делает практически невозможным набор текста левой рукой и относительно неудобным набор двумя руками (левая частично прикрывает экран, так что набирать проще вслепую).
На идущем в комплекте диске с ПО полезного немного: практически обязательный софт для работы с N-Gage (Nokia PC Suite и т. д.) и одна игрушка. Смена карточек, кстати, занятие малоприятное и явно не для средних умов. Для этого необходимо совершить шесть действий: выключить телефон, достать аккумулятор, достать старую карточку, вставить новую, вставить аккумулятор и включить телефон.
Батареи хватает примерно на день, включая полчаса разговоров, игр (тоже где-то 30 минут), блуждания по Сети (минут сорок; GPRS в фоне) и постоянного прослушивания радио в свободное от игр и музыки время.
Чтобы игровая приставка имела спрос, нужно, во-первых, сделать достаточно мощное, функциональное, компактное и удобное устройство, во-вторых, снабдить его хорошим набором игр, в-третьих, назначить на него привлекательную цену. С первымя двумя пунктами Nokia, кажется, справилась. На N-Gage можно не только играть, но и прослушивать музыку, просматривать видео, ходить по сайтам и читать электронную почту, не говоря уж о ведении обыкновенных телефонных разговоров. Среди уже доступных игр есть стопроцентные хиты вроде Tomb Raider, Red Faction или Splinter Cell (правда, карманный вариант последней не трехмерный, а двухмерный), а их разработкой и изданием занимаются такие гранды индустрии, как Electronic Arts, THQ и Sega. Не обошлось без мелких недостатков - говорить без гарнитуры неудобно, а игры, в общей массе, представляют собой римейки хитов пятилетней давности. Впрочем, не в этом дело.
Главная беда N-Gage - это непомерно высокая цена. С одной стороны, 300-350 долларов для топовой модели мобильного телефона - это не так уж много. Однако конкурировать N-Gage приходится не с другими мобильниками, и в Nokia, кажется, об этом забыли. Основной соперник N-Gage - это карманная игровая приставка GameBoy Advance (GBA).
По данным компаний, работающих с Nintendo GameBoy Advance, нынешним монополистом на рынке карманных игровых приставок, у GBA сложилась довольно четка аудитория. В основном ее покупают родители в подарок своим детям. Потратить на игрушки вчетверо большую сумму (а именно такова разница между ценой GBA и N-Gage) решатся немногие. Конечно, везде есть любители прогресса, готовые выкладывать приличные суммы за то, чтобы оставаться на передовой технофронта, но их немного. Тех, кто может позволить себе приобрести дорогое устройство просто для того, чтобы поиграться с интересной вещицей, еще меньше. N-Gage была изначально рассчитана на пользователей более старшего возраста, чем GBA, но эта группа очень мало пересекается с двумя вышеперечисленными категориями покупателей.
Удар по Nokia нанес и недавний взлом игр для N-Gage. Хакерам удалось написать утилиту, которая копировала игры с карты-кардриджа, переписывала их на другую MMC и запускала на других устройствах семейства Nokia Series 60. Это опасно тем, что потенциальные покупатели могут отказаться от приобретения N-Gage, предпочтя играть на других смартфонах. В компании с сожалением признались, что ожидали известия о взломе, но отвергли версии о том, что это было сделано с помощью программистов Nokia или разработчиков игр. А такие вопросы возникли сразу, поскольку взлом состоялся через месяц после появления устройства в продаже. Сейчас компания активно обрабатывает провайдеров (страница с сайта Club Siemens уже убрана) и намерена модифицировать будущие игры так, чтобы подобное не повторилось.
Некоторые магазины в США пошли на снижение цены в полтора раза. К примеру, в интернет-магазине Gamestop в комплекте с 3 играми N-Gage продавали всего за 200 долларов.
Несмотря ни на что, ставить крест на N-Gage рано. Nokia - это крупнейший производитель мобильных телефонов с годовым объемом продаж в 30 миллиардов долларов. Эта компания может позволить себе вложить в продвижение приставки столько средств, сколько потребуется. В любом случае, появление N-Gage играет в пользу компании, так как шумиха вокруг него привлекает внимание не только к игротелефону, но и к Nokia как к бренду. На конференции по интерактивным развлечениям в Нью-Йорке генеральный директор американского подразделения Entertainment and Media компании Nokia Нейда Юсина заявила, что планы компании остались неизменными. В Nokia по-прежнему уверены, что к концу 2004 года им удастся сбыть более 6 миллионов штук телефонов N-Gage.