Восьмое марта. История превращения [ Редагувати ]
К концу 1880-х годов, когда в мире возникла идея женской консолидации, в России уже появились женщины, прославившиеся отчаянной борьбой за право реализовать себя и добившиеся редких высот в науках.
Достаточно назвать математика Софью Ковалевскую, химика Юлию Лермонтову, юриста Анну Евреинову. Но это были одиночки - как раз тот случай, когда исключения лишь подчеркивают общее правило: чтобы пробиться, женщине нужно биться.
С приходом советской власти День солидарности трудящихся женщин постепенно сделался праздником - по-прежнему с демонстрациями, лозунгами, речами - только более торжественным и менее практическим. Потом была борьба за новый быт и освобождение женщины.
Как это было
С одной стороны этого феномена - снизу - были работницы и делегатки, ударницы и выдвиженки. Они сдавали младенцев в ясли-сад, мужей отправляли на фабрику-кухню, а сами - в ячейку и клуб.
С другой же стороны - сверху - была прославленная Александра Коллонтай. Она включилась в феминистское движение еще на заре революционной эпохи.
А после победы большевиков призывала революционные массы к свободной любви. Что, впрочем, не помешало ей сделать беспрецедентную дипломатическую карьеру и - в сталинское-то время! - умереть своей смертью, 80 лет от роду (кстати, 9 марта).
Как оно стало
Между тем, фактор борьбы женщин за права отошел в СССР на второй, а позже и вовсе на задний план, став просто фоном...
ИСТОРИЯ ДНЯ 8 МАРТА
1889: Клара Цеткин на Учредительном съезде II Интернационала выдвинула идею объединения женщин всего мира в борьбе за полное равноправие с мужчинами
8 марта 1910: Клара Цеткин предложила проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира в борьбе за равноправие с мужчинами, за мир и демократию
8 марта 1911: День впервые отмечен в Европе - Германии, Австрии, Дании, Швеции
8 марта 1913: День впервые проведен в России
1965: 8 марта объявлен в СССР нерабочим днем
1975: ООН начала проводить Международный день борьбы за права женщин. 1975-й объявлен Годом женщин.
1 сентября 1985: правительства 88 стран мира подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин
Опять же, казалось, что все права уже завоеваны. Как же? Недаром ведь Любовь Орлова - кумир миллионов, звезда экрана и любимая актриса товарища Сталина - сыграла показательные образы: талантливых, свободных и счастливых советских женщин, ученую Никитину и актрису Шатрову ("Весна", 1946 год) - и талантливую, открытую, но забитую-запуганную-затюканную американку Марион Диксон ("Цирк" 1936).
Вот вам два противоположных образа. Два полюса. Два мира. Две женщины (советская-то женщина, независимо от профессии, все так же счастлива, от фильма к фильму все более!).
И получалось: "советская женщина" = "свободная женщина" = "полноправная женщина" = "счастливая женщина".
И день, ставший праздником, превратился в традицию. В ритуал. В обязаловку. Причем в обязаловку, которую никто не решился бы признать таковой. Как же - женщины!
Слова стерлись, рисунки смазались, как на старой монете, и достоинства уже не разобрать. И вот уже - просто "женский день восьмое марта". Ни прав, ни борьбы, ни солидарности... Цветы, конфеты. Улыбки, поцелуи. Открытки. Вы-ход-ной... Все. Идея убита.
На постсоветском пространстве
А между тем, как считают некоторые, 8 марта - показательный и главный пример шовинизма и сексизма (понятие, пока еще не прижившееся у нас, что отнюдь не означает отсутствия самого явления).
Маша Липман, сотрудница Московского Центра Карнеги, указывает: "Это - день кокетства, когда любая женщина вправе ожидать внимания мужчин и, таким образом, становится просто объектом". Выходит, люди хотят видеть женщину слабой, представлять ее немощной, и культивировать ее беззащитность.
"Мужской шовинизм у нас - явление, которое определяет отношения между полами. Это факт, - подчеркивает Липман. - Само понятие о женском дне - оно антифеминистское".
Получается, за каких-то неполных 100 лет произошла полная подмена сути и смысла дня 8 марта. С точностью до наоборот.
И это при том, что в на постсоветском пространстве уже есть собственное феминистское движение. Хотя, Маша Липман подчеркивает: "В значительной степени, это - импортированное с Запада и крайне незначительно представленное явление".
В мире
Первоначально 8 марта был днем солидарности и борьбы женщин за свои права - борьбы коллективной, организованной и отчаянной.
Теперь, в зависимости от национальных традиций своей страны, женщины борются за вполне конкретные вещи: право на аборт, право на однополый брак, право на брак по своему выбору, право на профессиональную самореализацию.
Дело ведь еще в чем? Во многих странах есть День матери. Что понятно. Во Франции - День бабушек. Что почетно. В Японии - День девочек. Что мило.
Повсюду почти отмечают День влюбленных. Что приятно. В Латинской Америке есть даже День эмансипации. Что занятно.
А у нас - родилась девочкой, на тебе половой праздник на всю жизнь! С 1945 года демографический перевес в сторону женщин. И праздник - им же.
"Преобладающее отношение в (постсоветском) обществе - антифеминистское, причем не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин, которые это охотно принимают", - считает Маша Липман. Знала бы Клара Цеткин!
P.S. Правда, некоторые склонны обосновывать дату, выбранную Кларой Цеткин, - именно 8 марта - календарной близостью иудейского праздника Пурим. Царица Вавилонская Эсфирь, еврейка, в 5 веке до нашей эры смогла спасти своих соплеменников от бойни. Но это уже другая история.
Иван Подакин, русская служба Би-би-си