Трафальгарскую площадь украсят скульптурой беременной женщины-инвалида [ Редагувати ]

Пустой пьедестал на Трафальгарской площади снова стал предметом скандала в артистических кругах Лондона. Специальная комиссия постановила отдать пьедестал на полтора года под пятиметровую скульптуру, изображающую безрукую беременную женщину.
Автор скульптуры "Беременная Алисон Лаппер" - лондонский художник и скульптор Марк Куинн, несколько лет назад шокировавший публику изваянием своей головы, вылепленным из собственной крови.
Алисон Лаппер - приятельница Куинна и тоже художница, правда, куда менее известная. Она - инвалид. У нее нет рук и сильно укорочены ноги. Причина - в редком генетическом дефекте под названием фокомелия. Британцам и жителям других стран Запада вид укороченных или вообще отсутствующих конечностей знаком: похожие дефекты у новорожденных вызывал применявшийся одно время препарат под названием талидомид. Впрочем, по словам самой Лаппер, относительная распространенность подобных увечий ей ничем не помогла: общество ее по большей части игнорировало.
Теперь Алисон Лаппер окажется в компании несколько напыщенных скульптур с изображением британских знаменитостей: короля Георга IV, полководцев Чарльза Напьера и Генри Хэвлока. Их скульптуры, выполненные в традиционной героической бронзе, обрамляют Трафальгарскую площадь с трех сторон. А вот четвертый, северо-западный, пьедестал пустовал 160 лет. В 1841 году там решили водрузить короля Вильяма IV на коне, но у властей закончились деньги на изготовление монумента.
В течение последних нескольких лет пьедестал служит временной выставкой для произведений современных художников. За последнее время там стоял подозрительно маленький Иисус с мотком колючей проволоки на голове, гигантское древо, произраставшее из книги и символизировавшая нечто крошечная коробочка.
После скульптуры Куинна там водрузят плексигласовую конструкцию германского художника Томаса Шютте "Гостиница для птиц". Еще один проект - старый "Форд-эскорт", раскрашенный так, как будто над ним пронеслась стая страдавших недержанием голубей, отбор не прошел.
Каждое решение жюри вызывало бурю эмоций. Так произошло и на этот раз. Самая популярная лондонская газета "Ивнинг стандарт" и ее уважаемый арт-критик Брайан Сьюэлл заявили, что никакой ценности в работе Куинна нет, а решение жюри - жалкий компромисс. Другой журналист, Робин Саймон из "Британского журнала искусств", сказал, что победившая скульптура повергает его в депрессию. "Единственный положительный момент - то, что стоять она там будет не всегда", - заявил Саймон.
"Ивнинг стандарт" также провела опрос, в результате которого выяснилось, что 70% горожан вообще не хотят, чтобы четвертый пьедестал отдавали под современное искусство. Довольно велика доля тех, кто не видит особой проблемы в том, что это видное место пустует.
Но не таков лондонский градоначальник Кен Ливингстон. Его энтузиазм идет еще дальше, и он не уверен, что помпезные фигуры короля и подзабытых военачальников индийских кампаний Ее Величества должны украшать самую знаменитую площадь Великобритании, а то и всей Европы. По мнению Ливингстона, на трех пьедесталах должны стоять изображения действительно знаменитых людей.
Что же до Марка Куинна, то он считает, что фигура безрукой беременной художницы как нельзя лучше оттеняет консервативный, мачистский характер памятников на Трафальгарской площади и ее центрального элемента - колонны Нельсона. "Колонна Нельсона - это вообще воплощение фаллического мужского монумента. Я считаю, что площади нужна доля женственности", - говорит он.
Куинн напоминает, что Лаппер - человек, сумевший победить в борьбе с безразличием общества. После 17 лет в приюте для детей-инвалидов она самостоятельно закончила арт-колледж, вышла замуж, родила сына и продолжает растить его одна.
Сама Лаппер довольна тем, что работа Куинна победила, но с горечью говорит, что ее собственные художественные заслуги британское общество признавать не желает. "Я так и не могу найти покупателя на мои фотографии, изображающие меня обнаженную рядом с моим сыном", - говорит она.