Рафаэль. Творивший образы Мадонны [ Редагувати ]
6 апреля 1483 года родился Раффаэлло Санти, прославившийся во всем мире как живописец Мадонн, великий художник Рафаэль.
Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры и пейзажа. Его учитель - Перуджино. У него Рафаэль воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций.
В произведениях Рафаэля ярко воплотились представления ренессансного гуманизма о свободном человеке, о его физическом и духовном совершенстве, о его исключительном месте в окружающем мире. Эти представления, эти прекрасные мечтания были далеки от подлинной действительности, но в их идеальной форме отразились реальные устремления и достижения новой итальянской культуры, унаследованные затем другими народами и эпохами.
Рафаэль в своем искусстве всегда находил должную меру реального и идеального, неповторимую художественную гармонию конкретного и типического, рационального и эмоционального. Оттого созданные им образы обладают такой притягательной силой и таким благородным обаянием.
Сам Рафаэль очень просто и скромно объяснил идеальную сущность своего искусства в письме к Бальдассаре Кастильоне: "Чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваша Милость будет находиться со мною, чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть''.
Эта "некоторая идея'' Рафаэля восходит к своему платоновскому первоистоку. В его "Мадоннах'' воплощена вечная красота материнства, с его радостями и печалями. В его портретах запечатлены образы современников, полные спокойствия и величавого достоинства, отмеченные печатью проникновенной одухотворености. Историческая заслуга Рафаэля в том, что в своем искусстве он связал в одно целое два разных мира - мир христианский и мир классический. Это "эллинизированное христианство'' Рафаэля, взращенное на почве ренессансного неоплатонизма, вобрало в себя весь опыт предшествующего развития искусства итальянского Возрождения, порвавшего с традициями средневековья. С этого момента новый художественный идеал надолго утвердился в религиозном искусстве Запада.
Его величие состояло в редкостном совершенстве художественного претворения гуманистических идей своего времени, в той кристально-ясной образной форме, в которой воплощались и простые жизненные представления, и философски-отвлеченные понятия.
"У Рафаэля было выразительное патрицианское лицо с большими нежными и внимательными глазами, полные, твердого очерка, губы, длинные, пышные, красиво расчесанные волосы. Держался он с видом неподдельной сердечности. В сильный и красивых чертах его лица чувствовалась уверенность, но не было и тени высокомерия. Одет он был с таким же изяществом, как и Леорандо. Натура мягкая и женственная, наделен был чуткой восприимчивостью и легко поддавался внешним влияниям".
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличает одно из его ранних произведений - "Мадонну Конестабиле" . Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции "Обручение Марии''. Простор в построении чертежа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции в этих ранних работах свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.
Картина или фреска понималась Рафаэлем как абсолютно целостный художественный организм, как новая, эстетически преображенная и облагороженная реальность. В закономерности и внутренней целесообразности структуры создаваемых им образов есть нечто и от классической архитектуры, и от творений самой природы. Не прибегая к изображению архитектуры, Рафаэль, когда передавал фигуры в пространстве, мыслил свою симметричную композицию, ее расчленение и ритмическое построение наподобие архитектуры. Круг или полукружие и закономерно рождающиеся из этих линейных элементов пространственная сфера или полусфера-купол - самые характерные структурные формы его живописных композиций. С непринужденной естественностью подчиняются такому циркулярному движению все части картины или фрески, располагаясь вдоль плоскости и в глубину, то развертываясь по кругу или полукружию, то свертываясь по спирали от краев к центру. Эти центробежные и центростремительные силы композиции взаимно уравновешивают друг друга в пределах обрамления, найденного расчетом художника или уже заданного реальной архитектурой стены.
В дальнейшем творчестве содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значимость "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком'', "Прекрасная садовница''. По существу они варьируются один и тот же тип композиции, составлен из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.
По вызову папы Юлия II, Рафаэль приехал в Рим, где она расписывал станцы (залы) Ватикана. Росписи парадных комнат Ватиканского дворца, которые писались с 1509 по 1517 годы, выдвинули его в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.
Дар Рафаэля - монументалиста и декоратора - появился во всем блеске при росписи Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции "Диспута'' и "Афинской школы'', на узких - "Парнас'' и "Мудрость, Умеренность и Сила''.
Римский период творчества Рафаэля отличен высокими достижениями и в области портрета. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи "Мессы в Больсене'' (Фрески в Станце д'Эмиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и к станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им созданы портреты папы Юлия II, папы Льва Х с кардиналами и другие.
Безусловной вершиной творчества Рафаэля является знаменитая "Сикстинская мадонна'' предназначена церкви святого Сикста в Пьяченце. Она была закончена Рафаэлем за год до смерти.
Желая представить явление Богоматери как зримое чудо, Рафаэль смело вводит натуралистический мотив раздвинутого занавеса. Обычно подобную завесу открывают ангелы. В картине Рафаэля занавес раскрылся сам по себе, влекомый неведомой силой. Оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе тяжелого сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака.
В своем бессмертном творении Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках - гордую, недосягаемую, скорбную - спускающуюся навстречу людям. Когда картина находилась в полукругло (ныне не существующем) хоре монастырской церкви святого Сикста в Пьяченце, возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась, как в древних мозаиках, парящей; темным и плоским силуэтом она четко вырисовывалась на светлом фоне. Но чем ближе подходишь к картине, тем сильнее определяется и захватывает нас новое впечатление. Исчезает плоскостная бестелесность, фигуры становятся объемными, весомыми, живыми. И тогда мы видим, что Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу нам. Край ее плаща отогнут, покрывало вздувается встречным потоком воздуха. Раздвинутый занавес, являющий нам фигуры, делает иллюзию этого движения почти достоверной. Пространство, расположенное по одну сторону парапета, - то, в котором изображены фигуры, - и реальное пространство по другую сторону его - то, в котором находимся мы, - мыслится некоей единой средой. Нет нужды подходить к картине вплотную и прикасаться к ней. Ни на минуту не обманываясь в том, что перед нами только закрашенный холст с фигурами, мы не буквально, но чувствами, помыслами оказываемся в непосредственной близости от Богоматери. И если до того казалось, что она спускается к нам, то теперь возникает ощущение, что мы поднимаемся к ней. Однако такое противоречие не становится конфликтным, непримиримым, не вызывает горечи и утомления. Едва возникнув, оно успокаивается. Мадонна словно в нерешительности застыла на месте, замкнутая в своем мире.
Нетрудно заметить, что в картине нет ни земли, ни неба. Нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Парапет и свисающие края занавеса довольно тесно обрамляют фигуры. Именно поэтому издалека они воспринимаются плоским рисунком, очертания которого позволяют лишь угадывать сложность пространственных интервалов и движений фигур.
Издалека картина кажется чудесным видением, а Мария - царицей небесной. Рассматривая ее ближе, замечаешь другое. Мария, заступница человеческая, несет навстречу людям своего сына. В этом вечно длящемся одиноком шествии выражен весь скорбный пафос ее жертвенности. Печальная серьезность и недетская торжественность маленького Христа раскрывает неизбежную трагичность их разлуки. Прижимаясь к матери, он ищет в ней опору, а она, легко удерживая его на руках, вместе с кротостью и испугом обнаруживает силу и решимость. Свободные, изящные, непринужденные произведения Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения.