Нормандия: ностальгия по принципам [ Редагувати ]

"Шестьдесят лет спустя, ветераны высадки в Нормандии передают факел в руки истории", - этот заголовок в "Гардиан" отражает общий настрой, с которым все британские газеты осветили прошедшие в воскресенье во Франции церемонии по случаю 60-летия высадки союзников и открытия второго фронта.
"Последний марш", - гласит заголовок в "Индепендент". "Самое славное поколение, которое нам когда-либо доведется узнать", - пишет "Дейли миррор".
Обозреватель "Гардиан" Джонатан Фридленд описывает многочисленные встречи ветеранов на торжествах в Нормандии и замечает: "как слишком многие слишком часто напоминали им в течение последних дней, большинство из них не доживет до 70-летнего юбилея", и события минувших выходных стали для них, и для всех нас, настоящим "последним парадом".
Фридленд пишет и о другом значении этого дня. По его словам, во время торжественных церемоний "все время ощущалась ностальгия по тому, что мы привыкли связывать с высадкой союзников в Нормандии и освобождением Европы от нацизма - по эпохе ясных моральных принципов".
Обозреватель "Гардиан" отмечает, что мировые лидеры стоя аплодировали параду ветеранов, и, что довольно непривычно для сотрудника такой лево-либеральной газеты, особо хвалит Джорджа Буша. Фридленду понравилось, что в своей речи американский президент привел отрывок из дневника Анны Франк, в котором она, услышав о высадке союзников, мечтает о начале новой жизни.
Но пишет "Гардиан" и о том, как в нынешних юбилейных торжествах проявилась новая реальность послевоенной Европы.
Десять лет назад тогдашний канцлер Германии Гельмут Коль попросил не приглашать его на 50-летие высадки в Нормандии: "он не мог стоять плечом к плечу с теми, кто нанес такое ощутимое поражение его соотечественникам". В минувшие выходные "германский флаг развевался вместе с флагами стран-победительниц, а Герхард Шредер сидел рядом с Тони Блэром и одобрительно кивал, когда Жак Ширак привел послевоенные отношения между Францией и Германией как пример того, что у ненависти нет будущего, а дорога к миру всегда возможна".
Окончание холодной войны, продолжает "Гардиан", привело в Нормандию и еще одного гостя. "В течение десятилетий Россия была забытым союзником, но теперь, после падения коммунизма, ее встречают на равных, и в воскресенье Владимир Путин ездил в одном автобусе с другими мировыми лидерами".
"Послевоенный период в истории Европы наконец закончен", - этими словами Герхарда Шредера завершается и статья в сегодняшней "Гардиан".
А "Таймс" обращает внимание на различия, которые еще существуют в этом пост-послевоенном мире. В первую очередь между Америкой и Францией.
Президент Франции Ширак, один из самых последовательных критиков иракской кампании, в своих юбилейных речах всячески подчеркивал дух дружбы. Он говорил о "вечной благодарности" французов по отношению к освободившим их американским солдатам, и назвал Соединенные Штаты "вечным союзником" Франции.
Однако разницу в позициях не мог скрыть даже юбилейный лоск. "На прошлой неделе, - пишет "Таймс", - Джордж Буш в речи по случаю юбилея высадки в Нормандии несколько раз сравнил освобождения Европы от нацизма с нынешней войной против терроризма. В субботу, когда на пресс-конференции после встречи с Бушем французского президента попросили прокомментировать эту параллель, он ответил, что "очень трудно сравнивать разные исторические ситуации, поскольку история никогда не повторяет себя".
"Таймс" отмечает, что, хотя оба президента в эти юбилейные дни "стремились подчеркнуть, что объединяет, а не что разъединяет, их народы на данном историческом этапе, даже в том, как они говорили о прошлом, чувствовались разница в их подходах к настоящему, в первую очередь по поводу Ирака".
Вспоминая Рейгана
Другая тема, которой уделили много места все сегодняшние британские газеты, - это воспоминания о скончавшемся в субботу 40-ом президенте США Рональде Рейгане.
"Белый дом Буша пытается воссоздать стиль Рейгана", - это заголовок из "Файнэншл таймс". "Разумеется, Джорджа Буша в первую очередь сравнивают с его отцом, - пишет обозреватель "ФТ", - но сам он всячески пытается подчеркнуть сходство своей администрации именно с правлением Рейгана".
Это сходство проявляется как в мелочах (Буш, например, покончил с культурой джинсов и маек в Белом доме и распорядился, чтобы сотрудники заходили в Овальный кабинет только в костюме и галстуке), так и в программных политических заявлениях. "Файнэншл таймс" напоминает, что фраза Джорджа Буша об "оси зла" явно восходит к "империи зла" Рейгана.
Такими словами Рейган описал Советский Союз, и он твердо верил в правильность этого определения. Однако позже он, вопреки мнению многих советников, пошел на сближение с Михаилом Горбачевым. Всю жизнь будучи убежденным антикоммунистом, Рональд Рейган положил конец "холодной войне". Именно в этом многие британские обозреватели видят главное значение его внешнеполитического наследия.
Но в деле борьбы с коммунизмом у Рейгана был верный союзник - Маргарет Тэтчер. И, как сообщает "Дейли телеграф", "железная леди" собирается выступить с надгробным словом на похоронах бывшего президента, которые состоятся в эту пятницу.
Оказывается, уже довольно давно Рейган спросил у Тэтчер, с которой его связывала не только общая идеологическая борьба, но и просто личная дружба, не согласится ли она выступить с речью на его траурной церемонии. Тэтчер согласилась, и, поскольку врачи запретили ей публичные выступления, она заранее написала и записала это прощальное слово.
"Похоронная церемония, - пишет "Дейли телеграф", - обещает по эмоциональному накалу приблизиться к похоронам президента Кеннеди в 1963 году".
В чем величие Британии?
Из сообщений на более легкую тему можно отметить статью в "Индепендент" о культурных символах современной Британии. То есть, дело в том, что символы эти пока до конца не известны, и определять их будут сами британцы.
Газета пишет, что британский кабинет выделил миллион фунтов на то, чтобы определить, что же составляет культурное величие Британии. Делать это будут в первую очередь с помощью специального сайта - Icons - на котором публике будет предложено выбрать из некоторого количества произведений искусства, а также прочих предметов и реликвий, среди которых - двухэтажный автобус, а также простая фарфоровая чашка со старым добрым английским чаем.